Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Эффект Гофмана" в Театре на Таганке, реж. Яна Тумина

Очередная таганская "поебасня" - теперь не на французском классицизме, как у "австрийского хореографа" Кайдановского замешанная -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3710957.html

но, у питерской кукольницы Туминой, на немецком романтизме. Из "песочного человека"-Александра Трофимова (когда я 22 года назад смотрел здесь "Мастера и Маргариту" Любимова, он Иешуа играл!..) сыплется песок, буквально - и это, в общем, все, что требуется для понимания уровня режиссерского мышления и богатства фантазии обласканной рецензиями и премиями постановщицы.

Эффект раздвоения личности - Гофман и его двойник, как свежо! - представлен наглядно: на сцене одновременно находятся собственно Гофман (Александр Резалин) и он же в своей молодой ипостаси, полный надежд последователь Моцарта, назвавшийся Амадеем (Артем Болотовский). Дальше больше, у супруги героя, фрау Гофман, тоже обнаруживается "парный" образ-спутник, фея Розеншен (обеих играет Юлия Куварзина). Раздвоилась и дона Анна из "Дон Жуана" - но по возрастному принципу, на "старшую" (Александра Басова) и "младшую" (Анастасия Захарова) - это типа воплощения женственности, Гофманом на разный лад воспетые (когда?!). Все прочие персонажи, за исключением вышеупомянутого Незнакомца, также дихотомичны, обозначены как Враг (Сергей Цымбаленко) и Друг (Константин Любимов).

В ход идут "Крошка Цахес", опять-таки "Песочный человек", естественно, наиболее узнаваемый "Щелкунчик", заодно "Кот Мурр" и "Повелитель мух", последний в завершение становится поводом для преследования Гофмана обиженными прусскими чиновниками. Кордебалет (все те же актеры в свободную минуту) прикрыт клювастыми "венецианскими" масками, но пластика Александра Андреяшкина еще более убога, чем все прочие составляющие. Куклы прилагаются - кой-какие сценки из жизни и произведений героя разыграны в формате, близком к площадному, "раешному" театру, деревянными фигурками, которые сами по себе забавны, но в драматургию действа вписаны слабо.

О драматургии вообще говорить приходится с оговоркой - Тумина чаще работает с даунами, с беспризорниками, с кем угодно, только не с хоть сколько-нибудь профессиональными драматическими актерами, и помимо кукольных техник эксплуатирует приемы т.н. "нового цирка", в спектаклях, что я видел прежде ("Колино сочинение" и "Я Басе") не слишком изобретательно, но до какой-то степени предметно-пантомимические метафоры поразгадывать занятно. Однако в "Эффекте Гофмана" с избытком вербального, очевидно самопального материала - исполнители, без того потерянно бродящие по родным подмосткам, озвучивают несусветную, уродливую чушь, которая мало что проясняет в содержании (вне контекста, без знания биографии и понимания произведений самого Гофмана, все равно уяснить ничего нельзя), но разбодяживает представление ненужными, невнятными словесными пассажами, диалогами, утяжеляющими его ритм до невыносимого занудства.

В оформлении Эмиля Капелюша подвижная полая башня-панель (используемая в качестве "кармана", "балкона", - но годится заодно и как фон для видеопроекций...) сочетается с гигантскими шестеренками-дисками для музыкальных автоматов (ну где Гофман - там и музыка, там и автоматы, это ясно), диски, в свою очередь, ассоциируются и почти отождествляются с луной (в свою очередь и лунный круг может послужить экраном для видео...). То есть набор как "в лучших домах", к чему Таганка на нынешнем этапе неизменно, усиленно, мучительно стремится. А результат снова бестолковый, поддельный. Артисты банально "не въезжают" в поставленные перед ними задачи, элементы сценографии остаются разрозненным декоративным антуражем, обрывочные эпизоды-номера не выстраиваются в связную композицию, клоуны неотличимы от роботов и наоборот, а многозначительная медлительность под электронный саундтрек Анатолия Гонье оборачивается обыкновенной скукотой.

И все это подается под видом феерического шоу, "погружающего в атмосферу сказок Гофмана", попутно "психодраму" и вдобавок под просветительским соусом - хотя ничего нового из спектакля не узнаешь, глазу отдохнуть и порадоваться не на чем, эмоций ноль, смысла ровно столько, сколько принес с собой. Добили меня, помимо песка, что рассыпал Незнакомец из старых мастеров Таганки (видимо, и не друг, и не враг, а так...), вытянутая из муляжа-"сердечка" красная нитка и аппликация из шестеренок на кринолине у автомата-Олимпии - ну это даже неприлично, настолько вторично, тупо и в лоб.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments