Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Айлен Притчин и Юрий Фаворин в МЗК: Бетховен, Антейл, Стравинский, Рихард Штраус

После "Возвращения" два дня не выходил на улицу - не по болезни (заболел я позже, и это как раз стимулировало новый виток активности...), а из соображений, что ничего столь же интересного, как на "Возвращении", для себя не найду, так и незачем понапрасну силы растрачивать, во всяком случае что касается концертной афиши. Новая программа Притчина и Фаворина - это по всем статьям, от репертуара до качества исполнения - уровень "Возвращения" (в котором Притчин, кстати, был плотно задействован). Предыдущую я пропустил, но к счастью, удалось послушать трансляцию, вернее, ее запись, и это тоже было невероятно интересно:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3925266.html

Концерт в МЗК - пожалуй еще интереснее, и тот случай, когда я бы себя вконец извел, пропусти его ради чего угодно не менее "важного". Даже открывавшая вечер 8-я соната Бетховена для скрипки и фортепиано - уж казалось бы... а поди ж ты! Притчин и Фаворин - к скрипичной партии это относится в первую очередь - и без того непафосную, в общем-то, вещь так "обработали", с таким изяществом, тонкостью, на иронической дистанции по отношению к ней преподнесли, что содержательный объем - за счет в том числе и этой самой дистанции, иронии - возник словно из ничего; на самом деле, из приложенной к материалу индивидуальности солистов.

А уж 1-я соната Антейла - настоящее откровение! Врать не стану, имени такого, Джордж Антейл, до сих пор не слыхал - непростительно и непонятно, почему, вот уж где абсолютно "мое"! Как говорил Серафим Иванович Огурцов, "музыка должна быть такой, чтоб она тебя брала!.. чтоб она тебя вела!.. но в то же время и не уводила!" - соната Амстейла именно такова. Энергичная, ритмичная, игровая, с резкими перепадами динамики - в урбанистическо-конструктивистском духе, близком раннему Прокофьеву и Пуленку, что неудивительно: в 1920-30-е, я уже потом прочел, Антейл жил в Париже, водился с тамошними авангардистами-художниками, написал музыку к фильму Мерфи и Леже "Механический балет", 1924, опередив с этим, стало быть, и "Стальной скок" Прокофьева, и "Завод" Мосолова! Соната № 1, 1923 - тоже своего рода "механический балет", Вместе с тем четырехчастный ее цикл концептуально - скорее "симфонический", нежели "сонатный", и хотя после хрупкости, прозрачности второй части в третьей ритмическая основа не менее четкая, но уже совершенно иная: где-то мерное, где-то, наоборот, прерывистое, сбивчивое "шествие", "процессия" - определенно не праздничная, и если не траурная, то всяко ритуальная. В финале снова бешеная, выматывающая гонка, нерв рэгтайма - "долбящие" аккорды, расходящиеся глиссандо - но третья часть остается на памяти, с ее повторяющимися на одной ноте легкими касаниями смычка, напоминающими, что ждет любого бегуна у финиша.

Концертный дуэт Стравинского, 1931-32 - симпатичная, в чем-то трогательная пятичастная неоклассическая безделица, так могла бы и прозвучать, но в последней части откуда ни возьмись прорезался ненадуманный, откровенный лиризм, чуть ли не романтический пафос, для Стравинского нехарактерный и, вероятно, органически ему не присущий, как и Бетховену утонченность - тем интереснее, насколько убедительно у дуэта Притчин-Фаворин вышло то и другое. Вообще Айлен Притчин - один из интереснейших скрипачей своего поколения, и под поколением не только возраст следует понимать, а способ мышления: мэтры былых времен совершенно иначе играли, можно послушать записи того же, к примеру, Концертного дуэта Стравинского - Пикайзен и Юдина; а Притчин и Фаворин в первую очередь современно мыслят, потому и играют современно.

Программа вроде бы разнообразная и на первый взгляд эклектичная, а по факту - удивительно целостная. Начать концерт Бетховеном и закончить Рихардом Штраусом - тоже концептуально, к тому же если бетховенская соната обогатилась стилистическими нюансами, то соната для скрипки и фортепиано Р.Штрауса Ми-бемоль мажор словно "освободилась" от избыточных декоративных, утяжеляющих конструкцию элементов, через прихотливые модерновые изыски проступила (в финале у фортепианной партии с предельной явственностью) классическая структура, и Бетховен с Рихардом Штраусом предстали композиторами не просто одной непрерывной музыкальной традиции, но и объединенные - а не разделенные - 19-м веком.

"Десертным" бисом шла 2-я часть сонаты Дебюсси. Ну и помимо собственно музыки порадовал какой-то незнакомый ведущий - скромный немногословный юноша, в своем конферансе удачно избежавший обычных для коллег по МЗК описаний погоды со стихотворными цитатами: его бы на все концерты ставили - было бы идеально.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments