Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"4 приключения Ренетт и Мирабель" реж. Эрик Ромер, 1986

Может быть Эрик Ромер не самый великий (хотя по-моему - великий из числа самых) и уж определенно не самый знаменитый режиссер в истории кино, я бы даже не рискнул его назвать любимым, потому что "любить" художника опять-таки полагается за "величие"... Но это какой-то неиссякаемый (даже посмертно) родник, источник необычайной чистоты, прозрачности и глубины: вроде все видно, все ясно, но стоит окунуться - и пропадаешь в нем с головой, дна нет. А еще о Ромере кроме специалистов и очень узкого круга любителей (круг любителей, наверное, еще уже, чем круг специалистов) и не знает никто - получается, к примеру, Бергман принадлежит всем, а Ромер - такое типа "секретное место", где удается побыть наедине с собой. Хотя, как ни странно, случается, что ко мне подходят и благодарят: мол, почитали у тебя про фильм Ромера, посмотрели - так здорово! Я рад, безусловно, при том что фильмы давнишние, их мало где показывают (в интернете они есть, конечно), имя автора не на слуху, а жизнь Эрик Ромер прожил, к счастью, долгую, вполне благополучную, много оставил, в этом смысле его, как и Бергмана, должно хватить на целую вечность.

"4 приключения Ренетт и Мирабель" еще менее популярны в сравнении с все-таки сколько-нибудь известными вещами Ромера, такими как "Зеленый луч", "Колено Клер" и т.п., потому, что не входят ни в его знаменитые циклы - "Комедии и драматические пословицы", "Сказки времен года", и даже задним числом не включаются ни в какие "дилогии": абсолютно самостоятельная штучка, как обычно у Ромера, внешне непритязательная, тихая, без "программы", без "манифеста", да практически и без линейного сюжета - но изумительной тонкости, изящества, и вместе с тем неповторимой, уникальной ромеровской "сложной простоты", где каждая деталь в отдельности вроде бы необязательна и никакой символической нагрузки не несет, но нет в фильме ничего лишнего, ничего случайно, и из крупиц, песчинок словно одним спонтанным движением руки художник (это и есть искусство) создает целый космос.

Заглавные героини - две юные девицы, Ренетт (Жоэль Микель, она же соавтор сценария фильма) - деревенская, Мирабель (Джессика Форд) - парижанка; первая живет в доме, переделанном из сарая, на земле своей семьи, любит дерево-грушу, оставшееся от прабабушки, и ночью выбирается на луг, чтоб застать "синий час" тишины, в школе не училась, а экзамены сдала экстерном, и рисует наивно-сюрреалистические картинки, мечтая стать художницей, но образования для того опять же не имеет и не вполне владеет техническими навыками; вторая - студентка-этнолог, в провинцию приехавшая с родителями, раздраженная их "дачным" (говоря по-русски) образом жизни в домике с садиком, клумбами и цветочками среди таких же соседей. Ренетт помогла беспомощной Мирабель починить сломавшийся на проселочной дороге велосипед, пригласила к себе, уговорила остаться, показала ей "синий час", познакомила гостью, не отличающую фиалок от лука-порея, с тем, как окрестные фермеры ведут хозяйство; Мирабель вспомнила, что ее соседка по съемной парижской квартире съезжает к сентябрю и предложила Ренетт вторую комнату, раз уж наивная художница решила подучиться рисованию, а жить у родственников за пределами Парижа неудобно и ездить далеко.

Искать тут лесбийские подтексты - дело безнадежное, хотя парней в фильме нет, иногда лишь о них говорят (Мирабель упоминает приятеля, с которым не живет, но он к ней приходит - в кадре тот не появляется). "4 приключения" вообще удивительная картина с той точки зрения, что ничего существенного в ней как будто не происходит, но при этом она, особенно начиная с второй части, отнюдь не бессобытийная и тем более не бесконфликтная. Ромер при всей кажущейся "акварельности" своего кино мыслит очень рационально, и композиция "4 приключений" соответствует названию фильма: первое приключение происходит в деревне летом - велосипедная авария, знакомство героинь, "синий час" (эта часть так и называется - "синий час"), экскурсия на ближайшую ферму; остальные три - в Париже, причем второе, "Официант из кафе", уже осенью (велик соблазн примерить эту структуру и к календарному циклу... увидеть здесь своего рода все "сказки времен года" в одной ленте!). Эти три парижские "приключения" - по сути анекдоты, басни, но, как полагается у Ромера, с моралью, пускай в отличие от "драматических пословиц" вывод не сформулирован в отточенной максиме и не вынесен в эпиграф.

Вторая часть - нелепая, абсурдная, но уморительно смешная, драматургически сконструированная как эстрадный скетч, но сыгранная и снятая с достоверностью, близкой к документальности. Реннет и Мирабель должны встретиться в уличном кафе на Монпарнасе. Ренетт девушка не местная и спрашивает дорогу у мужчины, тот ее отправляет в одну сторону, а случившийся рядом прохожий - в другую, между мужчинами возникает перепалка, при том что находятся они прямо у того самого места, о котором Ренетт спрашивала (дурацкая, но житейская история!) Дальше больше - присев за столик, Ренетт заказывает чашку кофе, смурной официант неопределенного возраста требует деньги вперед, но у Ренетт только купюры в 200 франков, а кофе стоит 4,30, официант утверждает, что сдачи у него нет (но находит сдачу для посетителей за соседним столиком), предупреждает Ренетт, чтоб не смела убегать, не заплатив, подходит Мирабель, у которой самая мелкая купюра - 500 франков, абсурд нарастает прям-таки до бунюэлевского градуса; и таки девушкам приходится убегать, потому что официант не оставляет им выхода - для Мирабель это не проблема, но честная Ренетт неспокойна и на следующий день с утра пораньше отправляется в то кафе, чтоб вернуть копеечный долг, обнаруживает, что вчерашний официант работал временно всего один день, и оставляет деньги на баре сотрудникам, которые их по инерции берут, не понимая, зачем девушка приходила.

Часть третья самая "остросюжетная" и ее события выстраиваются вокруг случая в магазине, приключившегося с Мирабель, которая заметила, что пышноволосая брюнетка в супермаркете ворует продукты, а инспекторы ее выслеживают, схватила сумку с наворованным товаром, выбежала незаметно, брюнетку задержали, но товара при ней не нашли и отпустили, а отдать сумку Мирабель не успела, воровка села в свою машину (!) и быстро уехала. Мирабель принесла домой неоплаченную семгу, консервированную утку, бутылку шампанского - у Ренетт как раз день рождения! Узнав, откуда продукты, Ренетт возмутилась и между соседками происходит забавная, но по сути серьезная и для осмысления фильма в целом, пожалуй, ключевая дискуссия, вернее, перепалка, с примерами из прошлого, с абстрактными рассуждениями на тему, что хорошо, а что дурно, нужно ли было помогать магазинной клептоманке или следовало сдать ее инспекторам. Тон этой дискуссии задает короткая "перебранка" между девушками на улице еще до происшествия в магазине - Ренетт подала сколько-то уличному попрошайке, Мирабель осудила ее за это, из мелочи разгорелся настоящий диспут, который со стороны трудно воспринимать без иронии, но для героинь принципиальный. А своего рода "итог" подводит еще одна в чем-то сходная с магазинной история на вокзале, возвращающая к теме попрошаек и подачек. Прилично одетая женщина просит на билет до Версаля - 6,70 деньги небольшие, Ренетт ей дает, опаздывает на поезд, ей нужно позвонить, а мелочи самой не хватает, она мечется и уже сама просит, не найдется ли монеты, никто не дает, а местный вокзальный попрошайке выхватывает из рук последнее - как вдруг Ренетт замечает ту самую женщину якобы из Версаля, которая точно так же окучивает других отъезжающих под предлогом, что ей надо на дорогу; Ренетт возмущена и раздосадована, что позволила себя обдурить, пытается сломать "аферистке" бизнес, но готовая "помочь" пассажирка все равно, даже узнав про обман, дает женщине требуемую сумму, а возвращать Ренетт ее монеты "аферистка" отказывается, начинает жаловаться на жизнь, на бедность, безработицу, и при том что после ее вранья про Версаль верить этому невозможно, слезы обманщицы снова пробирают Ренетт, она принимается ее успокаивать, утешать, давать советы!

Наконец, финальная четвертая часть, "Картинная галерея" - чистый фарс, чуть ли не мольеровский по духу, но в гиперболическом, гротесковом ключе через него осмысляются все те же абстрактные моральные дилеммы. У Ренетт не хватает денег, чтоб вносить свою часть платы за квартиру - бабушкино наследство ускользает из-за формальностей, помощь родни невелика. Придется съезжать... - но девушки вспоминают о предложении знакомого помочь пристроить одну из картин Ренетт в арт-галерею. Однако помимо этого Ренетт и Мирабель заключают пари: Ренетт утверждает, что не болтлива, Мирабель указывает ей, и небезосновательно, что та болтает без умолку, и тогда Ренетт обещает подруге промолчать целый следующий день - как на грех именно на следующий день галерист назначает встречу насчет покупки картины. И девушки отправляются туда вместе - но Ренетт от спора не отказывается. Сценку, разворачивающуюся в галерее, можно смотреть даже отдельно от фильма - как эстрадный юмористический номер, настолько она блестяще во всех отношениях сделана. Галериста, кстати, играет на тот момент еще довольно молодой Фабрис Лукини - бизнесмен от искусства собирается приобрести картину дебютантки подешевле, повыгоднее для себя, а Ренетт возразить ничего не может, чтоб не проспорить, ведь она обещала подруге молчать целый день. Галерист ведет диалог сам с собой, не замечая, что девушка молчит, но когда доходит до цены на картину, вступает Мирабель, указывает, что художница нема, стыдит галериста, тот отрицает свою вину, но уступает.

В результате пари состоялось, картина выгодно продана, а галерист не внакладе и первым же заинтересовавшимся посетителям предлагает мазню Ренетт вдвое дороже, чем только что за нее заплатил - и на этом фильм завершается, к общему удовольствию, не разрешая, но как бы снимая все моральные противоречия, без драм и катастроф, без окончательного выяснения отношений: заканчивается кино - продолжается жизнь, или, как сказала еще в первой части Ренетт, передавая Мирабель старую крестьянскую мудрость (вот и "пословица"!), "что бы ни стряслось - завтра рассветет".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments