https://users.livejournal.com/-arlekin-/3940848.html
На том же неизменно франкофильском Первом канале у К.Л.Эрнста спустя несколько дней увидел и еще один, уже сравнительно свежий фильм с Ришаром, потому огорчился вдвойне. Причем Ришар и в "Мистере Штайне" сам по себе, может, не хуже, чем в "Викторе", даже не скажешь, что здесь он сильно старше - по внешнему виду актера практически незаметно, что два фильма разделены считай десятилетием... Но затянутая, с чрезмерно подробной предысторией опереточной завязки, банальной кульминацией и смазанным финалом картина и на "комедию"-то с трудом тянет.
Непонятно, для начала, почему "мистер", а не "месье", если фильм французский, точнее, франко-бельгийский, еще точнее франко-бельгийско-австро-германский, но как ни крути, "мистера" не выходит - разве что ритмической точности ради фильму русскоязычное название придумали, будто мало рифмы: Штайн-онлайн (примерно как Незнайка-балалайка...) В оригинале, правда, ненамного остроумнее - "Профиль (ну или, видимо, профайл...) для двоих". Мсье Пьер, он же "мистер Штайн", которого играет Ришар - безутешный вдовец за восемьдесят, совсем раскисший от одиночества. Но едва освоившись с интернетом он благодаря сайту знакомств начинает активную переписку с молодой, чуть за тридцать, бабенкой-физиотерапевтом. Ясное дело, похотливый старикашка выдает себя за добра молодца, к тому же китаиста, что добавляет его образу экзотики в глазах скромной медички - на самом деле Пьер всю жизнь до пенсии просидел в парижской конторе, где составлял отчеты о чужих вулканологических экспедициях. Бремя интернет-консультаций дедули берет на себя Алекс, сожитель внучки старика-вдовца - правда, парочка на грани разрыва, сошлись они быстро, а потом оказалось, что характеры слишком разные, плюс ко всему Алекс пытается сочинять сценарии ужастиков на заказ а выходит всякая никчемная ерунда, которую даже подружка не желает слушать, не то что продюсеры покупать.
И когда выясняется, что Флора, девица-физиотерапевт, еще и в Брюсселе обитает, к назначенному сроку на свидание Пьер отправляется вместе с Алексом и за умеренную плату Алекс соглашается не только отвезти дедулю на машине в соседнюю франкоговорящую страну, но заодно и сыграть роль Пьера перед Флорой, потому что старик все ж не до конца из ума выжил и соображает, насколько в его возрасте велик риск оконфузиться перед молодухой. Дальнейшая серия эпизодов еще сколько-нибудь увлекательна и местами забавна - девушка выучила к свиданию несколько фраз на китайском, к чему подставной Пьер в лице Алекса оказался не готов, потом Алексу вместо Пьера пришлось и в постели как-то оправдывать ожидания новой подруги, а затем Флора решила приехать в Париж к Алексу, и теперь уже Алекс выдает Пьера за своего деда, в квартире которого гостья может остановиться, представляя его знаменитым, много повидавшим вулканологом - однако молодой "китаист" девушке, естественно, приятнее "вулканолога"-ветерана, и в постель она снова ложится с ним, а "дедушке" остается утешаться чужим счастьем.
Комическая кульминация - утренний визит дочери и внучки Пьера к нему на квартиру, где Алекс вместо "деда" спит с его, то есть уже практически со своей бельгийской "подругой": недоразумение за кофе, однако, ведет к скоротечной и невнятной концовке, Флора поспешно уезжает восвояси до Брюсселя, потому что за две встречи, конечно же, влюбилась в Алекса, принимая его за Пьера. Все это происходит под музыку Владимира Косма, как в лучших комедиях с участием Ришара, но не как в лучших, а как это все чаще бывало за последние десятилетия, вместо выхода из водевильной ситуации в ироничную лирику предлагается тупой хэппи-энд без дополнительных объяснений. Сошлись Флора с Алексом, благо последний разошелся с внучкой Пьера окончательно - и ладно, а то, что пенсионер с неудачником-сценаристом Флору надурили, вроде бы и ничего страшного, девушка не в обиде; они даже с Алексом подготовили для Пьера утешительный приз - за его спиной нашли ему опять-таки по интернету соответствующего возраста бабку, чтоб дедуля снова не закис. Я не очень сведущ в вопросах толерантности, но по-моему налицо "эйджизм" (почему это молодая должна достаться непременно молодому?!), а учитывая, что все персонажи белые и среди них нет ни одного инвалида - так просто полный комплект фашистских стереотипов, что для современной французской комедии, впрочем, удивительная редкость, обычно-то в подобных фильмах все наоборот.
ну и раз уж так...
2009

2017
