Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

кто не сбегает - тот погибает: "Проигранное место" реж. Надежда Михалкова, 2018

Кто-то ради красного словца не щадит и родного отца, но на отца Надежда Михалкова пока что не покушается, а для начала (зря что ли с режиссером жила...) взяла в оборот старшую сестру Анну. Не в пример младшенькой сестренке, на которой природа отдохнула, кажется, за весь клан сразу, Анна Михалкова - действительно очень талантливая актриса, однако Надежда сделала все, чтоб в ее фильме Анну никто, и в качестве талантливой актрисы, и вообще, не опознал: белесый парик, макияж "краше в гроб кладут", плюс беременность героини на позднейшем сроке - и готова... женщина-следователь, на пару с коллегой твердо намеренная выяснить, кто стоит за гибелью двух подростков-одноклассников. В дуэте с Анной Михалковой работает Алексей Дякин, не менее замечательный актер из театра им. Маяковского, у которого здесь на экране вид такой, будто согласие участвовать в проекте он дал после долгих изощренных пыток. Впрочем, Михалкова-ст. и Дякин появляются ближе к середине картины. А в прологе компания старшеклассников, зависая на берегу реки возле опоры моста, дурачится, сочиняя и рассказывая страшные истории, попутно загадывая "желания".

Собственно, про существование этого удивительного фильма (среди множества других не менее чудесных русскоязычных киноужасов, бессмысленных и беспощадных, но сделанных, как водится, на деньги минкульта РФ) я узнал благодаря тому, что пролог якобы снимали в Ульяновске, возле Императорского моста, откуда с Нижней Террасы открывается вид на правобережье. Признаться, я и про Императорский мост впервые услышал, и на Нижней Террасе сроду (за двадцать три года) не бывал, и огоньки небоскребов на противоположном берегу Волги не опознал. Я уже не говорю, что по городу персонажи ездят в метро - а хотя в Ульяновске много что происходило (его провозгласили родиной Колобка, воздвигли там памятник букве Ё, ежегодно проводят акцию "роди патриота!" и т.д.), до метро дело не дошло, но мост, который начинали строить, когда я был октябренком, и не закончили к моменту, когда я решил бросить аспирантуру, видать, все же открыли. Так что было бы опрометчиво привязывать место действие к конкретным топографическим реалиям. Тем более по фильму складывается ощущение, что его авторы не то кто конкретных, но и самых общий представлений о жизни за пределами Николиной горы, она же Беверли Хиллс, не имеют. Школьники в их фильме проживают поголовно в особняках, в коттеджах - правда, не живописных "гатишных", как на улице, скажем, Вязов, а в уродливых кирпичных. Зато после уроков добираются домой из города на велосипедах, ну или одноклассник на мотоцикле подбросит. Вот так один парень отвез девушку до дома, она его к себе не пустила, поехал он обратно и ему натянутой через дорогу леской отрезало голову, прям в шлеме, как была. Другую подружку из той же компании после селфи с покойником в гробу обнаружили с размозженной головой где-то на отшибе. Тут на первый план и выступает дуэт Михалкова-Дякин: следователи заявляются в школу и полуофициально, припугнув директрису, вызывают учеников на "беседы", а директриса при сем присутствует и со своей стороны запоздало продолжает воспитательную работу: "Нельзя сбегать с уроков! Кто сбегает - тот погибает!"

Обидно за ребят, которые в этом поучаствовали: Ирина Мартыненко, Алексей Мартынов, Анастасия Акатова, Сергей Городничий, Валентина Ляпина, Арам Вардеванян... - взрослым-то уже нечего терять, а эти все, как на грех, симпатичные в своей неопытности. И если б я Никиту Еленева не видел в театральных спектаклях, то по "Проигранному месту" решил бы, что правильно его из "Табакерки" выгнали (еще при живом отце-основателе, между прочим, не при новом руководстве). Никита Еленев играет Рому, который от забав под Императорском мосту больше всех пострадал: с него сняли штаны, сфотографировали голую задницу и выложили в интернет! А произошло это после того, как парень поделился историей о "проигранном месте" в кинотеатре "Победа": кому оно достанется - тот смертью умрет! Ну поглумились ребята над страшилкой и рассказчиком, сбежали с физкультуры в кино - и вонь чо вонь чо! Сценарий "Проигранного места" - этим я особо поинтересовался - написали братья Пресняковы, лет десять назад драматурги востребованные еще активнее, чем сейчас, скажем, Дмитрий Данилов, но мода на драматургов, видать, проходит быстро, и теперь "братья" пробавляются заказной халтуркой (как и раньше, только пока они были модные, это так не называлось). Нескладуху, которую им удалось впарить последней Надежде Михалковой, на свой лад даже забавно смотреть, до того она нелепая, но за это я, в общем-то, и люблю "новые русские ужасы". Однако в отличие от произведений Святослава Подгаевского, Олега Асадулина и других живых классиков жанра, "Проигранное место", к моему удивлению, раскрывает свои загадки совсем не так, как ожидаешь.

В фильме, против всяких правил, нет мистики... То есть мистический настрой как бы нагнетается, нагнетается (ну на самом деле не очень-то он и нагнетается - но люди старались) - а под конец дело разъясняется вполне рациональным, от того уже совершенно идиотическим образом: оказывается, школьников убивал... следователь-напарник, потому что в детстве он пошел с мамой в тот самый кинотеатр "Победа", а после сеанса маму сбил автобус, и с тех пор мама являлась ему только в кинозале. Или не являлась - если "ее" место занимал кто-то другой - тогда огорченный следователь мстил за сорванную встречу! Школьники в последний момент как-то собрались и маньяка проткнули насмерть прутом, выбросили из окна, а тут напарница подоспела - и почти сразу, прям на дороге, рожать принялась. Дальнейшее - молчанье, вернее - просто песня (буквально). Вот честно сказать, если считать непредсказуемость развязки достоинством, то "Проигранное место" многим классическим шедеврам даст сто очков вперед, потому что мало кто до такой глупости додумается (лично я предположил, что убийца - продавец поп-корна! ну от безысходности, чтоб чем-то себя занять, пока кино шло...). Опять же - мент родился взамен погибшему, какой простор для сиквела... А назидательность какая: кто сбегает - тот погибает! С этой точки зрения если посмотреть, то перспективы у режиссерской карьеры Михалковой-мл. неплохие, надежда есть, что и дальше денег из бюджета станут отсыпать, а уж кто там дальше, когда средства освоены, станет считать победы и проигрыши?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments