Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Травля" реж. Альф Шёберг, 1944

Всплывало бы сейчас где-нибудь имя кинорежиссера Альфа Шёберга, не выпади ему честь экранизировать сценарий Ингмара Бергмана? При том что под спудом сценарий "Травли" пролежал долго, это все-таки первая строчка в бергмановской фильмографии, как ни крути, а отчасти и режиссерский дебют: один из эпизодов вроде бы самолично Бергманом поставлен. И в сущности "Травля" гораздо больше обнаруживает общего с "настоящим Бергманом" 1950-70-х годов, чем собственные первые фильмы Бергмана, в частности, "Кризис", последовавший вскоре за "Травлей":

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3794357.html

С другой стороны, по аннотации, и даже по очень толковому недавнему документальному фильму "Бергман" Яне Магнуссона -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3851733.html

- от "Травли" ждешь чего-то среднего между британским "if" и советскими "А если это любовь", "Доживем до понедельника", "Школьный вальс", "Розыгрыш" и т.п., то есть драмы, построенный на конфликте поколений и терках внутри подростково-ученического сообщества. Действие и правда разворачивается в школе для мальчиков за два месяца до выпускных экзаменов и за две недели до пробны. Однако, для начала, "мальчики" - взрослые уже дядьки (у одного подружка беременна и он с неудовольствием сообщает товарищу о предстоящей свадьбе!), а артистам, которые их играют, похоже и вовсе к тридцатнику - это бросается в глаза с первых кадров. Но и проблемы у них, в общем-то, не мальчишеские совсем.

Ян Витгрин (Альф Челлин) учится хорошо, лучше многих, но как и все его однокашники не ладит с преподавателем латыни, за "садизм" (ну настоящего садизма шведы и в 1940-е годы не познали...) прозванного Калигулой (Стиг Яррель). Учитель явно психически болен, то есть он и сам не скрывает, что лечился, а все-таки нездоров, но он педагог и его требования закон. Жаловаться на него пытается еще один ученик, "ботаник" Петерсон, но Калигула думает на Витгрина... А тот на улице знакомится с подвыпившей шлюшкой, продавщицей табака Бертой (Май Заттерлинг), и сходится с ней - та любовница Калигулы, и тоже терпит его издевательства, пока однажды Витгрин, придя к ней домой, не застанет Берту мертвой и Калигулу над ней. Учитель-психопат, конечно, не в буквальном смысле, но фактически "убил" девушку, взаимные обвинения приводят к тому, что Витгрина накануне экзаменов исключают из школы - это внешняя сторона фабулы.

Внутренние, менее очевидные сюжетные линии развиваются двояко: "любовный треугольник" из ученика, учителя и "легкомысленной" (мягко говоря, у нее и другие мужчины бывали...) великовозрастной девицы - в сущности, очень "бергмановская" конструкция, но она здесь, хоть и двигает сюжет, остается на втором плане (еще и за счет того, что главный герой сам по себе малоинтересен, он идеалист и верит во встречу с "единственной", а путается только что не с проституткой; Калигула и Берта поколоритнее, но до знаковых фигур из фильмов "настоящего", зрелого Бергмана им тоже далеко); и споры о женской сущности со ссылками на Ницше и Стриндберга (типа "все женщины шлюхи или хотят ими быть") проходят лейтмотивом номинально, не задевая; а в центре - драма именно "школьная". Учителю латыни противостоит учитель греческого, а также гуманистически настроенный директор - в одной из сцен "педагогической дискуссии" ждешь, что антагонист Калигулы сядет за рояль и сыграет что-нибудь из Грига (правда, очень похоже на соответствующий эпизод из "Доживем до понедельника", хотя там все было интереснее и сложнее, и даже более по-бергмановски, чем в "Травле", потому что кондовая словесница одновременно вожделела прогрессивного историка).

Отдельные кинематографические метафоры - в порыве отчаяния герой хватается... за скрипку - не делают "Травлю" образчиком "высокого искусства". Но кстати, среди персонажей есть ученик по фамилии Бергман (упоминается дважды), и это возвращает к тому, что "Травля" - совсем не то что воспитательно-моралистические "школьные вальсы" чудесные-советские, у Ростоцкого и Меньшова едва ли бы пионер стал дергать учителя, даже не самого милого, за грудки с криком "старый извращенец!" А Витгрина за это прямо перед экзаменами из школы отчисляют, и из дома (родные не поняли юношу...) он вынужден временно уйти, поселившись в комнате покойной Берты, но все равно он (финальный кадр) в будущее смотрит с оптимизмом, не то что Калигула: покидая его на лестнице под дверью Берты, которой больше нет, Витгрин слышит вслед: "Не оставляйте меня!" - хотя жалобы Калигулы на одиночество и болезнь после всего случившегося и звучат фальшиво, и сочувствия не предполагают (еще и после того, как на выпуске один из успешно сдавших экзамен учеников бросает Калигуле тихонько в лицо: "Свинья!"). Зато момент в начале картины, когда герой получает плохую отметку по латыни за шпаргалку, которой даже не пользовался, она просто выпала случайно у него из одежды, потому что он про нее забыл, напомнила мне аналогичный случай из собственного школьного опыта, вполне, то есть, "жизненная" деталь.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments