Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Щелкунчик" П.Чайковского в КЗР: ГАСО, дир. Владимир Юровский (запись трансляции)

Хоть концерт и внеабонементный, не из цикла "истории с оркестром", Юровский перед началом выступает с "просветительской", по своему обыкновению, преамбулой - правда, касательно в первую очередь прикладных аспектов исполнения. Предупреждает, что темпы будут непривычно быстрыми, но это не дирижерский произвол, а наоборот, результат научных изысканий и точное, сколь возможно, соответствие авторским указаниям (со ссылкой на метроном!), которые больше века нарушались ради танцевальных удобств, что, надо полагать, закрепилось со временем и в концертной практике. Предостерегает от аплодисментов, особенно что касается первого действия, где важны ритмические, даже тональные соответствия между эпизодами, и предлагает слушать музыку балета как симфонию (ну между частями симфонии-то на святой руси отродясь не хлопали, ясное дело). Толкует про "заветный" для Чайковского характер музыки "Щелкунчика" - вот бы с этого момента поподробнее... но спич краток, хотя в Олимпийской деревне затягивать концерты не страшно, все равно без посторонней помощи и спецтранспорта оттуда не выберешься, хочешь-не хочешь - а сиди до конца, пока автобус не подадут. У меня оба дня, на которые выпадала эта программа, были относительно свободные, но на Юго-Запад далеко и неудобно по нынешней погоде ехать, а в БЗК я не пошел из опасений, что туда (еще и в "сочельник" т.н. "старого" Нового года) натащат детей, малышня будет бесноваться и никаких фирменных юровских нюансов расслышать не даст. Однако и в записи трансляции из КЗР мне хватило одного отделения плюс чуть-чуть от начала второго - учитывая, что материал знаком до оскомины и сам по себе мало меня привлекает. Всё у Юровского и правда по науке, партитура "просеяна" сквозь мелкое сито до полной прозрачности - чистый рафинад, каждый голос оркестра слышно. Добавлены (в сценке с братом и его друзьями) "шумовые" инструменты (в темпоритмически противопоставляющий свою версию театральной практике, в составе оркестра, стало быть, дирижер, напротив, берет из ее обихода нехарактерные для традиционных концертных исполнений детали) - Юровский особо отметил, что аналогичные тем трещоткам и свистулькам, которые используются в "детских" симфониях Гайдна и Леопольда Моцарта, что, помимо дополнительных звуковых красок, связывает балет Чайковского (это я уже от себя додумываю, но вывод напрашивается) с эпохой Гофмана. Несомненно, внутреннее устройство "Щелкунчика", его "анатомия" при этом проясняется, с одной стороны; с другой, расширяется, обогащается историко-культурный контекст - но то, что за тем и вторым стоит, содержательное наполнение (про эмоциональность я уже не говорю...) еще больше ускользает, теряется... если сравнить, как подходит к балетной музыке Чайковского, например, Плетнев, составляя из нее собственные сюиты. У Юровского, который в "Щелкунчике" последовательно, мастерски удаляется от "балетности", приближаясь к "симфонизму", музыка не выражает ничего, кроме самой себя - впрочем, саму себя она в случае с Юровским выражает наилучшим образом.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments