Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Лулу" А.Берга, Баварская опера, реж. Дмитрий Черняков, дир. Кирилл Петренко (трансляция)

Ссылка на запись трансляции из Мюнхена попалась мне в интернете на глаза чисто случайно - а три часа на то, чтоб посмотреть и послушать спектакль, я потратил не напрасно. Берг - "колумб" новой музыки 20го века (даже не Шенберг, хотя Шенберга я очень люблю), а настоящая новизна и сто лет спустя нова. Запись качественная, музыка, которую так редко доводится слышать, потрясающая. Несколько лет назад фрагменты из "Лулу" включал в концептуальную программу "прометеевского" цикла Юровский, и при том что как раз "концептуально" они там пришлись, по-моему, не совсем в тему, впечатление от исполнения, прежде всего от вокала Элисон Белл, осталось потрясающее, незабываемое:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2849346.html

Удивительно, но видел я "живьем" и спектакль "Лулу" - в "Геликон-опере" ее когда-то ставил Бертман, но мне она досталась в каком-то урезанном виде (при том что Бертман изначально опирался на незавершенный авторский вариант, если не ошибаюсь...), в помещении на Новом Арбате слушать музыку в принципе, а Берга тем паче, было невозможно, и за спиной у меня весь первый акт не просто в голос, а старательно перекрикивая горланящих чуть ли не на расстоянии вытянутой руки певцов, бабки возмущались, что за безобразие им втюхивают, это же вообще не музыка (цитирую дословно, помню в точности), "Где Глинка? Где Верди?!":

https://users.livejournal.com/-arlekin-/1394420.html

А четыре года назад смотрел кинотрансляцию "Лулу" в постановке Уильяма Кентриджа из "Метрополитен-опера", но Кентридж, художник прежде всего, затем уже режиссер, там ушел в какую-то избыточную, все (включая музыку) подавляющую декоративность, как это ему вообще свойственно:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3254999.html

Публика в Баварской опере, могу судить по единственному ее посещению собственному, противоположного склада, нежели в прежнем, бездомном "Геликоне", но тоже не сказать чтоб всерьез увлеченная - нарядные дамы и господа (ровесники нашенских туземных бабок, а то и повзрослее годами...), и чтоб в антракте пол-литровый бокал пива выпить, чтоб поколыхать брилльянтами... Ну там еще заодно и на сцене что-то происходит - может на Чернякова ходит другой народ, а не тот, с которым мне довелось слушать Эдиту Груберову и Хуана Диего Флореса в "Лукреции Борджиа", абсолютно, кстати, тривиально-европейской "брючно-фрачной" в "абстрактно-геометричных" декорациях постановке. Спектакль Дмитрия Чернякова внешне вписывается в общую линию, содержательно находится, наверное, чуть в стороне от нее, но откровенно говоря, слушать Берга мне было даже в записи интереснее, чем смотреть Чернякова.

В стеклянных коробках-ячейках, будто манекены в витринах (вместо номинального "зверинца" согласно либретто) - нарядные пары артистов миманса (не пародия ли на целевую аудиторию европейских оперных блокбастеров? но "оригиналы" в таком случае намного старше "копий"), их механистичные движения - хореография Татьяны Багановой (имитация то подобия соития, то разборок с рукоприкладством) - заполняют оркестровые интерлюдии, служат "перебивками" между основными сценами спектакля; под конец, когда катастрофа приближается и градус отчаяния нарастает, парочки раздеваются (в пределах приличия, до трусов...), но снова по-манекенски застывают в статичных "немых картинах", пока главные герои доводят свою историю до финала.

Лулу (Марлис Петерсен - она же, кстати, пела и в Нью-Йорке у Кентриджа, причем уже тогда, после 18 лет исполнения партии, вроде бы собиралась с ней расстаться... а вот поди ты, прощается и не уходит, вечная женственность...) выделяется из этой толпы манекенов - она живая, страстная, к тому же рыжая (символика вполне недвусмысленная), но в сущности героиня Берга-Ведекинда у Чернякова предстает очередной реинкарнацией Виолетты Ярославны и всех других, начиная как минимум с девы Февронии, она же Аида, она же Изольда и т.д.: экзальтированная, вечно неудовлетворенная (экзистенциально прежде всего - но и сексуально в частности тоже), окруженная множеством мужчин, по большей части никчемных и не способных, не готовых, да и не желающих ее утешить, живущих собственными страстями; осознанно, нарочно, как бы в порядке экзистенциально-психологического "эксперимента на себе", накручивающая свою истерику до конвульсий, до агонии; не столько бессознательно, сколько, наоборот, рационально, демонстративно нацеленная на сладострастное саморазрушение и разрушение застоявшегося уклада (быта, отношений, миропорядка в целом), находящая если не удовольствие, то успокоение, своеобразное "удовлетворение" в страдании и смерти. Из всех опер, которые Черняков ставил, а я в его постановке видел, Лулу больше всего мне напомнила (еще и в силу очевидного генетического родства по музыке...) вагнеровскую Изольду - тем более что спектакль Мариинского театра я смотрел как раз "живьем"; но там все, на мой взгляд, портил, переводил экзистенциальную метафору в плоскость чуть ли не фарсовую, опошлял ее и делал смехотворной претендующий на некое "правдоподобие", по крайней мере внешнее, антураж - подводная лодка, рубка, иллюминатор, затем гостиничный номер и т.п.:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/581316.html

Абстрактное оформление "Лулу" - прозрачные перегородки да пластиковые стулья, и все - с этой точки зрения намного выигрышнее, и точнее, и проще, и не отвлекают от главного; но в "главном" у Чернякова (не в пример Бергу, вот же парадокс) ничего нет по-настоящему свежего, удивительного, открывающего что-то доселе неведомое. Ну добавлено "натурализма" (тоже стерильно-абстрактного, в общем-то) агрессии персонажей, перерезанное горло, выстрел - сомнительные "эффекты"; один раз главный герой-мужчина, доктор Шён (Бо Сковхус зловеще-брутальный, тоже до карикатурности), определивший судьбу героини, звонит по мобильнику - зачем такая ерунда?.. И фатальность развития события настолько явственно задана режиссером с первой сцены (то же было в "Тристане", то же и в "Травиате", которую я смотрел по ТВ, и до этого в "Аиде"...), что дальше три часа чистой музыки наполняются необязательными "упражнениями", а броские детали антуража и имиджа окружающих Лулу мужчин (опереточный персонаж с дурацкими усиками, акробат с бородкой в темных очках и бандане; то жрут огромный торт, слизывая крем с ножа, то засасывают, разве что не целиком заглатывают шарообразную карамель на палочке) ничего содержательно к ней не добавляют, и даже не сильно ее "разбавляют" (да музыка Берга в том и не нуждается). Таким же сквозным, но формальным, скорее конструктивным, нежели содержательно-знаковым элементом визуального решения становится абрис-силуэт героини, нарисованный в первой сцене художником на одной из "стеклянных" стен: как бы обезличенная схема, лекало, которым героиня "должна", но не желает соответствовать.

Истерия же героини к финалу доходит до карикатуры - так артистку (немолодую, но очень мощную, драматически в том числе) колбасит, ломает на стуле, на полу... Доктор Шен, видимо, был единственным, кто мог сколько-нибудь укротить Лулу, и после его гибели-убийства ею уже никто не способен ни сдержать, ни удержать. В первом акте героиня в ночнушке, во втором в пышном бальном платье с декольте, в третьем в меховой шапке и такой же роскошной муфте, то есть по аксессуарам судя она поднимается "вверх" (ну социально во всяком случае), а психически, наоборот, низвергается все глубже в бездну, и дело тут не в криминально-эротических поворотах сюжета: как для Февронии, Виолетты или Изольды, для Лулу это заданная "программа", ну или, проще сказать, предопределенная природой судьба. Мне кажется, такой подход при достаточной убедительности сценической не просто уводит в сторону от темы, заданной авторами (в чем нет ничего дурного, наоборот, могло быть увлекательно, неожиданно), но и, прежде всего, менее интересен сам по себе, освобожденный от иррационально-мистической, символико-мифологической подоплеки - потому в значительной степени надуманный, поверхностный, а в контексте творчества Чернякова еще и предсказуемый, ставший уже практически штампом его режиссерского мышления.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments