Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

выставка к 100-летию музея Большого театра в "Новом Манеже"

Музею 100, он учрежден Советским правительством в 1918-м году на основе фондов театра, а Большому театру, естественно, намного больше - поэтому выставка, названная почти по-солженицынски (тоже вот столетник!) "Театр и музей: 100 лет вместе", посвященная юбилею именно музея, охватывает преимущественно историю последнего столетия, ну и чуть дальше в прошлое, с конца 19-го века, заходит. Хотя, например, я если и слышал раньше, то не придавал значение факту, что один из самых заметных имперских символических институтов, Большой театр изначально возник... как частное предприятие губернского (!) прокурора князя П.Урусова, от чего и числит свою долгую историю. Артефактов того периода на выставке всего-ничего, но есть, к примеру, архитектурный чертеж в разрезе старого здания по проекту Осипа Бове, 1821го года, на месте которого после пожара в 1850-е построено нынешнее; а также заставляющее внимательно вчитываться в архаичный газетный шрифт объявление "Московских ведомостей" за 1824 год о ценах на билеты - весьма актуальная информация! За ложу в бельэтаже, к примеру, надо было отдать 2500 рублей, это же какая-то по тем временам фантастическая сумма! За разовый же билет туда же - 12, 50 ("с уступкою 7,50" против обычной цены!). Абонемент на 100 спектаклей сезона - 1600 рублей, причем "абонирующий в Большом стул не имеет входа с билетом на оный в Малый театр"!

Однако наибольший интерес - за себя говорю - на выставке представляют все-таки костюмы и эскизы, особенно - лично для меня, опять же - эскизы. Впрочем, любопытно, конечно, взглянуть, что из себя представлял старинный, 19го, то есть, века, бутафорский шлем из папье-маше; веера М.Тальони и роскошный, из страусиных перьев, А.Павловой. Сценических костюмов - не одна и не две витрины, из гардероба "звезд" с конца 19-го века до начала 21-го: костюмы Собинова для Надира и Герцога, Козловского для Лоэнгрина, Пирогова для Мефистофеля, Лемешева для Фра Дьяволо, Плисецкой, Бессмертновой, Е.Максимовой, М.Лавровского, В.Васильева, А.Годунова и т.д. вплоть до Н.Цискаридзе - "Злого Гения", что характерно.

И все-таки самое, на мой взгляд, ценное в экспозиции - ее художественная составляющая. Тут также сравнительно немного раритетов позапрошлого века, да и искусство театрального эскиза достигло высот позднее, в начале 20го века, при том что имя, например, Карла Вальца из предыдущей эпохи сегодня возвращается в повседневный музейно-выставочный обиход, и здесь Вальц тоже присутствует, костюмами по его разработкам в том числе. Но я в основном сосредоточился на эскизах художников первой половины 20го века - масса интересного и, главное, по большей части незнакомого, ведь у музея Большого нет постоянных экспозиционных площадей, предметы только на выставках и можно увидеть. Ранний, скажем, Федоровский - еще не помпезный "сталинский" большой стиль, но авангардно-футуристический проект декораций к "Лоэнгрину", 1923, или его же костюм Мефистофеля, 1924. Н.Мусатов (незнакомое мне имя и таких на выставке немало) - эскизы к балету Касьяна Голейзовского "Смерч", 1927. Конечно, Вильямс - великолепные эскизы, практически станковые картины, к "Ивану Сусанину", 1937, "Алым парусам" В.Юровского, 1942, "Евгению Онегину", 1944, и др., кое-что мне знакомо благодаря недавней, замечательной, но слабо востребованной (говоря прямо - сто лет никому не нужной...), увы, персональной выставке-ретроспективе Вильямса в Доме Станиславского -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3767554.html

- но в таком виде, в таком объеме, думаю, эти вещи никогда не показывались. Гуаши и пастели к "Сусанину" любопытны еще и тем, что Вильямс "польский акт" решает как бал-маскарад и придумывает для его участников костюмы карнавальные, с масками - птичьими, кошачьими! А серия эскизов - тоже панорамные полотна, буквально картины маслом - Петра Кончаловского к "Кармен" в постановке Рубена Симонова, 1945!

Этап, который я сам уже застал как зритель Большого, тоже подан достойно, эффектно, от эскизов Симона Вирсаладзе к сохраняющимся в репертуаре либо постоянно обновляющимся, возвращающихся спектаклям Юрия Григоровича до костюмов к "Болту", "Леа" и др. постановкам Алексея Ратманского, эскизов Каплан к "Утраченным иллюзиям" того же Ратманского на музыку Десятникова. Много Левенталя, в том числе отсутствовавшего на недавней грандиозной его ретроспективе в Бахрушинском:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3898394.html

Конечно, при всей самодостаточности эскизов как произведений изобразительного искусства такая выставка изначально предполагает акцент на их прикладном характере, на спектакли, к которым они делались (даже если и не вышли... что случалось... и сейчас случается), на функционирование театра как учреждения культуры (государственного к тому же) в целом. Если брать оперу - это прежде всего постановки Бориса Покровского: занятно читать на этикетках, что эскиз "Евгения Онегина" Вильямса выполнен в 1944, а эскиз "Млады" Левенталя - в 1988, но режиссер один и тот же в обоих случаях - Покровский! Или взять макет занавеса Большого, предложенный Федоровским в 1950-м и сегодня знакомый по "адаптированной" версии Бархина (без серпов-молотов и с другим гербом), хотя еще более увлекательно "расшифровывать" символику неосуществленного проекта занавеса Константина Юона, 1918 года: внизу - античные руины, поверх них новая стройка, а вверху барочно-маньеристские парящие обнаженные ангелы-гиганты удерживают, приподнимают алое полотно!

Пожалуй, в чисто художественном аспекте одно из главных открытий выставки - серия эскизов Бориса Григорьева к "Снегурочке", 1919: это разработки и оформления сцены, и костюмов персонажей - уморительные Берендей, Бобылиха, и самое главное - Скоморох с глазами на обнаженных ягодицах! Постановка, которую планировал осуществить, между прочим, Немирович-Данченко, не состоялась... - какая досада, иначе сегодня можно было бы говорить, что на "сакральных" подмостках Большого театра голая жопа, ну хотя бы и нарисованная, впервые появилась с подачи самого Немировича еще сто лет назад, вот бы утерлись православные, узнав, что означает выражение глаз на жопу натяну - это про Немировича-Данченко в Большом!

Посетителей, впрочем, сильнее привлекает огромных размеров модерново-символистский портрет Шаляпина в образе Мефистофеля кисти Александра Головина; здесь же, в шаляпинском разделе - карандашный эскиз (ну просто скромный набросок...) Коровина к этому костюму, 1904, а также эскизы самого Головина к опере "Ледяной дом" некоего Корещенко, успеха не имевшей и давно забытой, хотя по свидетельству современников слушатели дожидались-таки 3го акта и выхода Шаляпина в партии Бирона.

Графика и живопись балетмейстера А.Горского, по-моему, аляповата, как и - из совсем другой, уже нашей - эпохи эскизы Б.Мессерера. По соседству с ним вдвойне радуют костюмы и эскизы Левенталя к "Чипполлино" (всего два листочка, к сожалению - Вишенка и Чипполета; зато костюмов больше), как же мне их не хватило на выставке в Бахрушинском! Костюмы М.Соколовой к "Золотому петушку", еще Ансимова, предшествующему постановке Серебренникова, мне памятны по спектаклю, и честно говоря, в музейной витрине они смотрятся лучше, чем на сцене.

В разделе, посвященном художественно-производственным мастерским Большого театра, тоже много редкостей, начиная с бутафорских щитов и мечей 19го века, гримировального столика Ф.Шаляпина, до опять-таки роскошных серий театральных эскизов. Тут выделяется Коровин с эскизами к балету "Конек-Горбунок, или Царь-девица", причем не советскому, щедринскому, а старому, на музыку Цезаря Пуни (она хоть сохранилась?!), и среди прочих чудоюд - ерш-забияка, раки, морской конек - выделяются, во-первых, сам Горбунок (скорее прямоходящий ослик - душераздирающее зрелище!) и презабавный "дельфин", похожий на кого угодно, только не на дельфина! Эскизы А.Птушко-Л.Мильчина к балету "Стрекоза" ассоциируются задним числом с классикой советской мультипликации - особенно картинка, где лягушка и мышка едут верхом на гусенице. Вообще "детских" балетов в 1930-40-е годы в репертуаре Большого, похоже, было куда больше, чем теперь - тут и "Три толстяка" В.Оранского, 1935, огромное количество эскизов Б.Матрунина к спектаклю; и "Аистенок" Д.Клебанова, 1937 - ну что же, спасибо товарищу Сталину за счастливое, тссказать, детство?

Как и полагается на театральных выставках, присутствуют афиши и макеты. Последних не очень много, и в основном периода, когда я их мог видеть уже в качестве готовых декораций к спектаклям, будь то балет "История Кая и Герды" или опера "Воццек", и если на сцене многоячеистая конструкция "Воццека" (Черняков и художником, и режиссером спектакля выступал, а дирижировал тогда Курентзис, но еще не набравший нынешних фанатов, так что спектакль после двух серий показов закрыли) выглядела громоздкой, неудобной, даже из партера не все "клетки" просматривались вглубь, то макет "кукольного домика" - загляденье! Афиш, наоборот, полно, и очень старых, но самая замечательная, как мне показалась - репертуарный план ноября 1927 года с объявлением:

"Закрытый спектакль к 10-летию Октября - 8 ноября.
1. "Интернационал" в редакции и инструментовке Н.Голованова.
2. "Гимн труду" М.Ипполитова-Иванова.
3. Увертюра к "Риэнцы" (тогдашнее написание) Вагнера - !!
4. "Героическое действо" на музыку В.Небольшина в постановке В.Лосского по его же сценарию в декорациях Ф.Федоровского.
5. дивертисмент: "Зов мятежный", "Конница Буденного", "Замучен тяжелой неволей".
6-м нумером, вероятно, отдельным, вторым актом вечера шел одноактный балет "Смерч" (замечательные эскизы Н.Мусатова к которому представлены неподалеку).
И все это напоминает, что Большой театр, помимо "традиций" (а на той же репертуарной афише объявлена "неделя русской классики"!) шел всегда в ногу со временем... ну и с линией партии, конечно. Сейчас эта тенденция проявляется все же в меньшей степени - в разовых акциях, но не в репертуарной политике... Не знаю, учитывая линию и партию, хорошо это или плохо.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments