Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

умение радоваться мелочам: "Каникулы президента" реж. Илья Шерстобитов, 2017

Некоторое время назад я случайно влез в фб-дискуссию (у Оли Галицкой), посвященную пресс-показу "Каникул президента" - при том что фильм на тот момент не видел и ничего о нем сказать не мог (я о том, чего не видел, предпочитаю не рассуждать...), зато припомнил, вернее, сначала предположил, что Илья Шерстобитов - не просто какой-то отмывающий чужие деньги очередной самозванец-халтурщик, а потомственный кинорежиссер (впрочем, одно другого не отменяет...), и некоторое отношение имеет к Евгению Шерстобитову, умельцу со студии им. А.Довженко, тоже звезд с неба не хватавшему, однако мне памятному как минимум двумя работами, причем отнюдь не их художественным качеством (обе слабые... да попросту скверные), но теми обстоятельствами, что в одной из них, "Не плачь, девчонка", дебютировала (и затем тридцать лет до "Класса коррекции" практически не снималась в кино, что характерно) юная Наташа Павленкова -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3541367.html

- а другая, более ранняя, представляла собой запоздалую и уродливую, но тем не менее опять-таки любопытную на свой лад попытку перенести на экран гайдаровскую "Сказку о Мальчише-Кибальчише":

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2058075.html

Предположения мои относительно родства режиссеров Шерстобитовых нашли подтверждение непосредственно от членов клана, так что можно уверенно говорить, что внук-дебютант продолжил дело маститого деда по производству никому не нужных, сомнительного качества, безнадежно старающихся вписаться в контекст эпохи и сразу отбракованных в утиль фильмов. Тем не менее "Каникулы президента" если не как художественное произведение, то как симптом и одновременно диагноз времени небезынтересны, хотя, конечно, смотреть картину приходится через силу, настолько она тупа, безвкусна и, кроме прочего, для комедии еще и не смешна абсолютно.

"Устал я от этой фейковой реальности" - заявляет офицерам ФСО президент РФ, и, подобно бывалому конспиратору Ильичу из погодинских "Кремлевских курантов" (а у нынешнего конспиративный опыт еще и в профессию входит!) утекает от охраны под маской "простого мужика" и вымышленным именем Владимир Семенович Утин. На беду - ну а кому и на радость... - маска "срисована" с реального гражданина все той же РФ, которого зовут Валера (его играет Олег Васильков, известный по фильмам "Крапленый", "Хиромант", "Битва за Севастополь"...). ФСО (в лице генерала, которого привычно, по инерции играет Евгений Сидихин) не собирается, понятно, оставлять шефа своим попечением, но путает маску с лицом (да и немудрено), принимая Валерия за Владимира. Тем более что оба отправляются на отдых, естественно, в Крымнаш (где, кстати, помимо всего остального сакрального, творил Шерстобитов-дед!): не подозревающий подвоха Валера - спецбортом с наряженными в одинаковые пляжные рубашки "курортниками в штатском" и "случайной" знакомой Дашей, а замаскированный президент - в компании с учительницей начальных классов Зиной на ее новеньком авто, потому что отложенные педагогом деньги на отдых у нее украли, и новый знакомый, навязавшись в попутчики, предложил ей оплатить все дорожные расходы.

И вот пока в санатории "Золотой колос" (специально под секретную миссию переоборудованном) Валера с ряженой агенткой играет в "Кто хочет стать миллионером?", для чего в Крым выписан собственной персоной Дмитрий Дибров (и становится Валера миллионером, кто б сомневался!), президент вместо "фейковой реальности" познает по замыслу авторов картины, то, что они принимают за реальность подлинную. В этой подлинной реальности на пару корыстолюбивых, но безобидных и каких-то даже жалких гаишников (несчастных пять тыщ и тех не смогут выклянчить с проезжающих - "что ж вы, москвичи, какие жадные...") найдется непременно пара противоположная (остановят, чтоб вручить подарок!), на жирного попа в иномарке, устраивающего дорожный затор - благообразный сельский батюшка, пешком окормляющий три захудалых прихода; на туповатого племянника-националиста с предубеждениями против кавказцев - бравый дядюшка-атаман (Александр Самойленко), который племяннику вправит мозги, напомнит про общую победу дедов и на интернациональной казацко-армянской свадьбе предложит развернуть дающий праздничные залпы пулемет в сторону Америки, ну и т.д., вплоть до призрака Розы Хайруллиной на дороге - я не понял, признаться, откуда взялась Хайруллина и что она изображала, слишком быстро мелькнула за окном авто и исчезла; но без Хайруллиной, видно, сегодня, даже патриотическое кино за кино не считается; а может она выступила тут олицетворением татарского народа, приветствующего своих русских освободителей от укро-фашистской оккупации? Кажется, не понял этого и
замаскированный президент, не оценил... Но что касается остальных встречных-поперечных - каждого приметил, запомнил, взял на заметку и пообещал не забывать: ни купивших по дешевке часы дальнобойщиков, ни бедных дорожных патрульных - все теперь на крючке.

Тут надо уяснить, для начала, что под маской в фильме Ильи Шерстобитова скрывается не просто абстрактный президент, но вполне узнаваемый - на уровне КВНовских пародий как минимум - В.В.Путин. Что, вероятно, дает авторам проекта (якобы созданного на собственные средства без господдержки - готов поверить, потому что слишком уж миролюбивая, прям-таки голубиного незлобия вещица: супротив сталинских танков одним стареньким, чуть ли не с чапаевской тачанки снятым пулеметом, нынче за господдержку трудно бороться...) мнить себя отважными сатириками, изобличающими систему, но, в отличие от хулителей, очернителей и всяческой "пятой колонны", указывающими верную дорогу из трясины коррупции и национализма. То, что путь этот ведет в Крым вместе с Путиным - как бы по умолчанию подразумевается - куда ж и с кем еще. Но если по дороге встречаются отдельные недостатки, нетипичные представители, перегибы на местах - киношники смело о том заявляют, показывают минусы наглядно, и сразу, на ходу переправляют их на плюсы! Я бы, правда - не в ФСО и не куда подальше, а про себя, тихонько - заметил, что по недосмотру авторов из нарисованной ими картины маслом выходит, что Путин либо идиот, не способный глядеть дальше своего носа ("а вы мне страну покажете - я 18 лет родину не видел!"), либо вся эта система "фейковой реальности" лично им и персонально под него выстроена - но, надеюсь, в этом направлении потомственно благонамеренные киношники и помыслить не могли. Иначе откуда бы взяться интермедиям с нарочито плохо скрытыми, узнаваемыми по затылкам лидерами мировых держав, которые, прознав об "исчезновении" Путина, впадают в селекторную панику и не понимают, как им без Путина дальше жить и что делать - самим, что ли, миром управлять?

В результате по-настоящему острыми и отчасти все-таки веселыми моментами неизбежно в картине оказываются те, которые едва ли задумывались как ударно-комические. Например, когда замаскировавшемуся под Валеру президенту говорят: "Господин президент, в этом гриме вам можно умываться!", причем, на мой вкус, самое веселое здесь - обращение "господин"... Или вот, особенно мне понравилось, когда на неузнаваемого Путина наезжают с предъявой: "Ты взрослый мужик, те скоро на пенсию!" - тут горе-сатирики попали в пальцем небо, не подозревая при сочинении сценария о грядущей пенсионной "реформе"! Решительно отправляющийся в путешествие инкогнито президент обещает грозно руководству ФСО: "Если увижу хоть одного сотрудника - поменяю всю структуру!" - а видит, что "сотрудников" у него - 140 или сколько там осталось несмотря на пенсионные и прочие "реформы" миллионов! Даже выступающий за либеральную интеллигенцию отчим путинской попутчицы Зины - ему доверена авторами ответственная миссия провозгласить инвективу в адрес шайки, которая все украла, "и Крым тоже" - отступает перед мягкой силой Путина, его ласковой по форме, но идейно твердой, неколебимой убежденностью, подтверждаемой в дальнейшем всей той настоящей, нефейковой реальностью, которую герои наблюдают вдоль дороги на юг. Кстати, сама форма подобного "роуд-муви", отчасти даже сюжет (но без ряженых президентов, понятно...) также очевидно позаимствована из советской традиции - правда, скажем, героям "К Черному морю" Андрея Тутышкина не приходилось пользоваться переправой через пролив, достаточно было правильно повернуть в Харькове:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3842475.html

"Даже если б вы не занимали такого положения, я бы без оглядки в вас влюбилась: интеллект, сила, умение радоваться мелочам..." - устами агента Даши (Настасья Самбурская), сопровождающей Валеру, авторы фильма обращаются, надо полагать (как и Даша...) не к Валере... уж не знаю, на чью и какую взаимность рассчитывая. С чисто коммерческой же точки зрения продюсерам картину удалось пристроить на дециметровый телеканал для ночного показа - мелочь, а приятно, не плачь, девчонка, нам бы только день простоять да ночь продержаться!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments