Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"На берегах пленительных Невы" реж. Илья Авербах, 1983

Восполнил пробел и посмотрел последний из до сих пор не освоенных фильмов одного из любимейших моих (не только среди русскоязычных) кинорежиссеров - но, правда, скорее для галочки, чем с удовольствием или хотя бы с настоящим интересом... У Авербаха, как у всякого гения (в том числе Бергмана, с которым его задним числом, и именно его из всех режиссеров советского кино, специалисты поставили рядом) случались и провалы, но это даже не провал, а халтура, пусть на свой лад любопытная.

Документальный фильм, насколько я понимаю, является частью международного проекта "Культурные столицы Европы", то есть картина заведомо "заказная". Ценного в ней - зафиксированные лица горожан (детей и подростков прежде всего), хотя и они порой отдают фальшью, слишком уж слащавы; а также ленинградские панорамы, снятые буквально "с высоты птичьего полета", не больше-не меньше. В остальном - дежурный науч-поп (соавтор сценария - Семен Аранович), малозанимательное краеведение, краткий курс истории Петербурга-Петрограда-Ленинграда с обычными для своего времени оговорками, от мучений, которые претерпели согнанные на строительство столицы мужики, до Ленина, объявленного руководителем вооруженного восстания в октябре 1917 года (при всем моем пиетете к Ленину его можно признать "вдохновителем" восстания, но уж никак не "руководителем").

Ну то есть несколько более обычного по меркам первой половины 1980-х "эстетская" (что касается съемок и монтажа), но в целом идеологически благонамеренная поделка: набор хрестоматийных сведений пересыпан столь же расхожими цитатами из Пушкина, преимущественно, ясно, из "Медного всадника". В рассказе о Петропавловской крепости упомянуты "поколения революционеров", томившиеся в имперской тюрьме - от Радищева до Горького. Наряду с историческими памятниками по возможности выгодно представлены в кадре приметы "развития" и "прогресса" (важная для периода "застоя" пропагандистская тенденция, помню хорошо!).

А за кадром, когда умолкает голос начитывающего текст Александра Демьяненеко, звучит слащавая романтическая музычка, подобранная Виктором Кисиным - что характерно, второй раз за последнее время встречается мне в титрах фильма вместо композитора упоминание ответственного за "музыкальное оформление", и надо же, прошлый раз я обратил внимание на эту деталь тоже в связи с "петербургской" киномифологией - "Белыми ночами" Ивана Пырьева по Достоевскому:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3926469.html

Что же до Бергмана, то любопытное совпадение, что примерно тогда же, в 1984-м, он сделал неигровую короткометражку "Лицо Карин" по фотографиям своей матери... Но, конечно, "Лицо Карин" - семейная, интимная даже история, а не то что краеведческая заказуха. Тем не менее некоторое сходство приемов и интонаций примечательно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments