Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Это называется зарей" реж. Луис Бунюэль, 1956

С изумлением обнаружил, что главную роль в "Это называется зарей" играет еще относительно молодой Жорж Маршаль, которого я в совсем ином амплуа только что запоздало наблюдал в снятом Бернаром Бордери спустя ровно двадцать лет сериале "Прекрасные господа из Буа-Доре" по роману Жорж Санд, в роли благородного и неутомимого маркиза времен Людовика Тринадцатого, кардинала Ришелье, религиозных войн и мушкетерских приключений:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3937879.html

Позднее Маршаль сыграет у Бунюэля в куда более известных картинах "Дневная красавица" и "Млечный путь". А в "Заре" его герой - тоже благороден и неутомим, хотя не маркиз, всего лишь врач, работающий на Корсике У Валерио есть жена и любовница, но лирическая линия (фильм снят по роману Эммануэля Роблеса) здесь побочная, основная же интрига связана с профессиональной деятельностью и человеческой позицией доктора. Узнав об увольнении с местного ("градообразующего", так сказать...) предприятия рабочего Сандро, обремененного больной женой, доктор ходатайствует за него перед владельцем, но на замену уже выписан новый работник из деревни, который прибывает тоже с семьей, и нуждается в жилье, той самой площади, которую занимал, пока трудился, Сандро, и капиталист предпочитает не заморачиваться чужими проблемами. А оставшийся без работы и жилья корсиканец в отчаянии приходит к хозяину во время праздника и убивает буржуя выстрелом наповал - врач-гуманист прячет убийцу, пытается его спасти, вывезти тайно на континент, естественно, без успеха. Причем и семейно-любовный конфликт отчасти завязан на социальную проблематику, жена героя - дочь небедного человека, и взглядов мужа разделяет, то ли дело возлюбленная!

Все-таки более удивительного, чем Луис Бунюэль, не было и нет режиссера в истории мирового кино. У других великих тоже случались и провалы, и проходные работы, но фильмография Бунюэля в основном из проходных либо провальных вещей и состоит! Иногда он халтурил и снимал по две-три картины за год - как раз в том же 1956-м выпустил еще и "Смерть в этом саду" (Жорж Маршаль, кстати, и там играл - вместе с Симоной Синьоре), ну совершенно никчемную приключенческую ленту, которую, тем не менее, иногда до сих пор показывают, в отличие от "Это называется зарей", произведения, казалось бы, вовсе нехарактерного для мэтра, дебютировавшего прорывным, радикальным манифестом "Андалусский пес", и завершившего карьеру спустя полвека до сих пор не до конца разгаданным, но постоянно остающимся на виду, на слуху "Этим смутным объектом желания". "Заря" сделана в манере, близкой к "неореализму", который ко второй половине 1950-х уже шел на спад, то есть маститый Бунюэль здесь выступает скорее как подражатель, хватающий чужие находки, к тому же с плеча тех, кого не слишком высоко ставил (про "Рим - открытый город" Росселини он в "Моем последнем вздохе" резко-критично отзывается).

Тем забавнее, что масса шедевров оказываются продуктом скоропортящимся, а вроде бы посредственные, ничем не выдающиеся поделки и спустя десятилетия, "Это называется зарей" в том числе, отлично смотрятся. И ни протухший социальный пафос, ни сентиментальные до пошлоты метафоры (черепашка в подарок любимой, уличный котенок, которого герой Маршаля берет на руки и ласкает; вместе с тем - дежурные "антиклерикальные" выпады вроде безглазой скульптуры Христа, в чем, однако, истинной веры всегда чувствуется больше, чем в любой военно-православной шняге...) картину не портят, не боялся Бунюэль ни пошлости, ни пафоса, ни, наоборот, остаться непонятым, маргинальным - потому и велик.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments