Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Мелочи жизни" реж. Клод Соте, 1970

- Почему ты меня любишь?
- Потому что ты старая и страшная!


Это, конечно, типа шутка, Роми Шнайдер - красавица, даже, можно сказать, "красотка", и уж тем более не старая, до старости она и не дожила, ее давно нет на свете. Зато Мишель Пикколи здравствует доныне и еще недавно в свои почти 90 (девяносто!) снимался в главных ролях, скажем, у Нани Моретти в "У нас есть папа":

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2038708.html

Но в "Мелочах жизни" по сюжету Пикколи играет немолодого любовника молодой женщины. Элен, героиня Роми Шнайдер, живет только Пьером, хотя у нее тоже есть близкие, родители - но все они ее не интересуют. Тогда как Пьер, помимо Элен, с которой мечтает вместе уехать за границу, в Тунис, занят еще и бывшей женой Катрин, а главное, их с Катрин взрослым сыном, который изготавливает механические игрушки на продажу и тоже успел завести подружку; и отцом, которому за семьдесят, а он тайком от своей сожительницы (и это отнюдь не мать Пьера, которую он бросил давным-давно) крутит шашни с некой новоиспеченной вдовой, а у сына пытается разжиться деньгами; наконец, Пьер как солидный инженер-строитель имеет обязательства профессиональные и перед своим многолетним компаньоном Франсуа... Элен устает, ревнует, подозревает, что уехать они не смогут никогда - в очередной раз отъезд откладывается из-за планов Пьера провести пару недель вместе с сыном на острове, принадлежащем им с бывшей женой.

А начинается картина с автоаварии, в которую попадает Пьер, на большой скорости отворачивая от застрявшего посреди перекрестка грузовика, и далее снова и снова история, отматываясь назад, к дням с Катрин и еще маленьким сыном, к знакомству с Элен (на мебельном аукционе он у нее из-под носа "увел", перекупил антикварный комод...), возвращается к перекрестку, к разбитой и загоревшейся машине, к без сознания лежащему среди маков и незабудок (или что это за голубые цветочки там...) телу Пьера, к его внутреннему монологу, оказавшемся предсмертным - в больнице, куда героя успели все же довезти, он умер... И все переживания Пьера связаны с письмом, которое он написал, но не успел отправить Элен - сообщая, что решил ее бросить.

Не знаю, как в романе Поля Гимара, по которому снят фильм (вряд ли кто-то сегодня стал бы читать подобные книжки; кино - другое дело), а в картине Клода Соте смена настроения монтируется со сменой погоды: льет дождь - и Пьер решает с Элен порвать, уйти от нее; светлеет, проясняется - и он, заодно увидев близ трассы деревенскую свадьбу, решает, наоборот, сойтись с Элен ближе, вплоть до женитьбы. В предсмертном бреду, пока не "умолк музыкант" (последние слова внутреннего монолога...), череда будто случайно склеенных кадров из прошлого героя - немножко "под Годара" сделано, по моде тех лет, хотя задачи у Соте совершенно иные - завершается застольем воображаемой свадьбы Пьера, она же и поминки одновременно.

Сюжет же - и это любопытно - замыкается на бывшую жену: Катрин в вещах Пьера находит злополучное письмо, которое умирающий Пьер не успел сжечь и в последние минуты жизни о том лишь думал - и вместо него рвет, уничтожает сообщение о разрыве. То есть, с одной стороны, получается, что связь Пьера с Элен не разрушена с его смертью, но с другой, выходит, ближе бывшей жены у него все равно нет никого, никто лучше Катрин не способен был его понять. А всевозможные затруднения и заморочки, пресловутые "мелочи жизни", пусть и отравляют жизнь, но они же ее и составляют - пока она не оборвется, что произойти может в любую секунду, вопреки сколь угодно прекрасным планам, намерениям, предчувствиям. С этой точки зрения "Мелочи жизни" до некоторой степени любопытны и сегодня, а как произведение киноискусства устарели безнадежно; впрочем, в чуть меньшей степени (за счет экспериментов с монтажом и "сюрреалистических" предсмертных видений героя), нежели более поздняя, 1978 года, "Простая история" - в русскоязычном прокате переназванная "У каждого свой шанс" - тоже с Роми Шнайдер, которая у Соте за последние годы жизни снялась аж в четырех картинах:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3353312.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments