Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

старая игрушка: "Виктор" реж. Тома Жилу, 2009

Сперва, увидев в телепрограмме название, подумал, что это сравнительно недавняя криминально-патриотическая копродукция с Жераром Депардье, который летом 2014го участвовал в конкурсе выборгского фестиваля, Депардье туда самолично приезжал, честно отработал пресс-конференцию, привычно повосхищался великой русской культурой ну и, конечно, влюбился в Заозерскую, даже сменил ради нее гостиницу (ну по ее словам, разумеется...):

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2895880.html

А оказалось, этот "Виктор" - чуть менее, но тоже достаточно свежая комедийная картина 2009го года с участием Пьера Ришара! Современная французская комедия (последних двадцати пяти, то есть, лет примерно... - по моим понятиям; я то-французские комедии смотрю с начала 1980-х, американские тогда не показывали) - ужас что такое: мало того что халтурные, идиотски несмешные поделки, так еще и через край напичканные идеологией (политкорректность, расовое разнообразие, изобличения капитализма-империализма-милитаризма - полный комплект лицемерной левацкой хуйни, которая ничем не лучше хуйни православно-фашистской); либо нечто беспомощное, старперское - вроде, к примеру, какого-нибудь "Кактуса" с участием того же несчастного Ришара. Что касается его непосредственно... - одно время Пьер Ришар мотался в Москву постоянно (немногим реже, чем нынче Депардье), и спектакли играл, и в мероприятиях разной степени паршивости участвовал (в те времена однажды мне довелось наблюдать, как его с командой по очередному убогому спектаклю притащили рекламы ради в стрип-клуб, он оттуда сбежал в ужасе, а раздосадованный, обманутый в ожиданиях хозяин стал и товарищей Ришара выгонять, чтоб, значит, даром не развлекались...) - надоел и кроме жалости, а потом и брезгливости, никаких эмоций не вызывал.

Тогда как "Виктор" по меньшей мере отчасти позволяет вспомнить, за что Ришара любили в 1980-е! При том что здесь он выступает в противоположном привычному амплуа - не трогательным простаком, случайно оказавшимся в экстремальных обстоятельствах, но благодаря честности и своего рода отваге сумевшего из них выпутаться достойно, а напротив, старым лисом, хитрецом, жуликом, даже, конкретнее, уголовником, во всяком случае себе на уме старикашкой, и тем не менее все равно обаятельным, милым, способным растрогать, а главное, рассмешить!

Прогрессивная журналистка-стажерка находит в одиноком пенсионере Викторе тему для материала, а прожженный циничный главред популярного издания, распространяющегося преимущественно в провинции (ох вот это мне знакомо!) идет дальше и запускает конкурс на "усыновление" якобы беспомощного старика, с призовым фондом в 150 000 евро! Победителями (не без подставы...) конкурса выходит обычное семейство, где фактически глава - не муж-подкаблучник, а жена, врач-диетолог, дама властная, совершенно не сентиментальная и даже за деньги изначально не желающего пускать в дом пожилого незнакомца. Однако у нее закручивается роман с беспринципным и неверным главным редактором (его блестяще играет Ламбер Вильсон), а муж и дети, девочка и мальчик-подросток, к деду привязываются, чего нельзя сказать о домработнице Гиацинте, с Виктором постоянно конфликтующей.

Герой Пьера Ришара, надо сказать, вопреки ожиданиям, совсем не убогий, нуждающийся в уходе полутруп, но старичок весьма импозантный, с иголочки одетый, в костюме и при галстуке, беспрестанно цитирующий Виктора Гюго. Правда, у этого лоска, выясняет вскоре та же прогрессивная девушка-стажерка, обескураженная неприятным открытием, имеется обратная сторона - Виктор добавил себе возраст (ему не 85, а "всего" 75), наврал про "сиротство" (у него жива жена, и официально он с ней даже не в разводе), а главное, про свое прошлое (криминальное, с отсидкой в тюрьме и подельниками, которые тоже постепенно выходят из заключения). Семейкой докторши-диетолога Виктор решил воспользоваться не столь беспардонно, как в свое время персонаж Юрия Никулина из "Когда деревья были большими", но тоже некрасиво: пока мамаша гуляет с редактором, ее домашние с дедом Виктором курят траву прямо в комнатах, спекулируют на бирже (причем неудачно, теряя сбережения!) ну и открываются на полную катушку. Зато и привязываются к "усыновленному" пенсионеру всей душой, прежде всего дети и особенно мальчик: "Повтори со мной историю, ты же помнишь войну 14го года!" В свою очередь Виктор от "внука" перенимает, и успешно, навыки обращения с интернетом, который ему служит, понятно, не источником для пополнения цитатника Гюго.

Неизбежная для сегодняшнего франкоязычного кино (с бельгийским дела обстоят еще хуже, чем собственно с французским) идеологизированность присутствует и в "Викторе", но по большей части доводится до гротеска и пародируется - в сущности, сюжет выворачивает наизнанку и социально-гуманистические установки (усыновление, забота о стариках и т.п.), и гендерные, то есть феминистские штампы (после главреда-подонка самая неприглядная и смешная фигура комедии - дама-диетолог, чью "правильную" еду не готов употреблять и ее любовник; а "прогрессивная" стажерка выглядит жалко со своей такой же дурацкой любовной историей с фотографом, завершающейся, впрочем, мирно). Пьер Ришар, пусть и постаревший, естественно, с годами, здесь вообще смотрится будто пришельцем из иных, лучших времен, когда снимался в "Высоком блондине", "Игрушке", "Побеге", "Близнецах", "Невезучих", "Папашах" (в последних трех, кстати - вместе с Депардье - отличный у них был комический дуэт!): к заглавному герою актер, вслед за сценаристами, беспощаден, вернее, играет его так, что Виктор не нуждается в снисходительности несмотря на приличный возраст и уязвимый социальный статус, вместо этого он еще и молодым да богатым готов дать фору. Когда журналистка-практикантка приходит к нем с идей "усыновления", Виктор подхватывает: "Называть мамой Мадонну, а папой Джонни Холлидея - это мечта!" Между прочим, Джонни Холлидей уже умер с тех пор... Тогда как Пьер Ришар здравствует, приближаясь к возрасту, который себе приписал его Виктор десять лет назад.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments