Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

что сакрального в груди: "Фото topless" Н.Блок в РАМТе, реж. Олег Липовецкий

Не специально и не концептуально, но и не случайно для меня новый театральный год (я имею в виду именно календарный год, а не сезон) уже который раз подряд начинается с РАМТа: у театра много разнокалиберных сцен, за последнее время еще прибавилось ("белая комната"), плюс "выездные" площадки - и на всех кипит жизнь, премьеры выходят одна в месяц минимум, а на дневные прогоны меня сюда пускают неохотно (то есть не пускают категорически, если только не пригласит сам режиссер... - тогда, скрепя сердце, не гонят), потому течение года я почти ничего здесь не вижу и в первые дни января стараюсь наверстать упущенное - все-таки РАМТ обладает определенной репутацией и хочется пополнение его репертуара по возможности отследить.

Спектакли при этом могу оказаться и неизбежно оказываются очень разного, мягко говоря, качества - которое уже при всем желании, при личной иногда симпатии к создателям, не спишешь на "неготовность" предпремьерного состояния. "Фото topless" идет несколько месяцев, накопились какие-то весьма доброжелательные отзывы, хотя и подозрительно абстрактные, в духе "как здорово, что появился еще один прекрасный спектакль для подростков!" Я, увы, не подросток давно, но школьники в зале присутствовали, актеры с подачи режиссера вступали с ними в диалог, однако от интерактива с беготней между рядами происходящее на сцене окончательно приобретало сходство с - в лучшем случае - эскизного плана затеей, ознакомительной театрализованной читкой. А стоило бы честно признать: "не готова" в данном случае пьеса Натальи Блок, проще сказать - материал абсолютно безнадежен даже по меркам школьного драмкружка, не то что уважающего себя профессионального театра.

Сюжет прост, как три копейки: Артему понравилась Кира, а Кире понравился Артем, они неплохо посидели на крыше, но поддавшись на провокацию приятелей, Артем попросил у Киры прислать фото ее груди, а когда та, поколебавшись, картинку выслала (причем не свою грудь, естественно), один из тех же дурковатых приятелей выложил ее в интернет, и Артем не поспешил удалить. Далее, как водится - хайп, он же зашквар (мне объясняли, что это не одно и то же, а наоборот, противоположные явления, но я опять запутался), лайки-перепосты, и вот уже по интернету разносится информация "Киры больше нет", Артем в отчаянии, а Кира просто ветрянкой от младшей сестры подруги заразилась и дома сидит. Папу, правда, уволили, за то что в ответ на слова начальника о дочери ударил его - "настоящий мужик", одобряет его подруга Киры. Артем пока еще не совсем настоящий, но есть надежда - в порядке покаяния он с дружками идет в школу в одеждах с принтами "рубенсовских" ню от шеи и ниже. Снова хайп-зашквар, лайки-перепосты, Кира и Артем целуются, всеобщая благость накрывает мир.

Автору никто не пытался объяснить, что ход с мнимым самоубийством девочки - это, как бы сформулировать поделикатнее, ...? Или, к примеру, что если 15-летняя героиня, общаясь с сестрой, вслух произносит "что сакрального в груди?", то, в принципе, можно уже обойтись далее без "чё?-ничё...", а перейти на александрийский стих? Вообще у меня от текста - а он проговаривается с ремарками вместе - осталось ощущение, что драматург (38-ми лет от роду тетя, и если верить информации из интернета - известная украинская ЛГБТ-активистка) все реплики сначала написала своими словами, как умела и как сама думает, а потом, откуда-то понахватавшись сленговых выражений, задним числом их добавила, кое-что заменила - настолько противоестественно сочетание "взрослых" (и тоже до неприличия заштампованных, клишированых) фраз с случайно вырванными из тинейджерской речи словечками. Ну да бог с ней, с пьесой - обычная графомания, аналогичный шлак сегодня производится в промышленных количествах (как и многое другое, импортируется зачастую из Беларуси под видом настоящей драматургии... ну или вот, как в данном случае, из Украины).

Но недавно встретил я на спектакле "Последние дни" нынешнего главного режиссера РАМТа Егора Перегудова, что-то сказал в шутку насчет своих заметок, а Егор серьезно в ответ: "Я же только за актеров обижаюсь..." Наверное, справедливо - актера обидеть легко, совсем мне этого делать не хочется, и все же... блин, ребята, нельзя же так! Настоящее чудо, правда, творит Алексей Веселкин-младший, в роли Артема почти безупречно органичный несмотря на всю драматургическую фальшь - он пока ею не "оброс"; увы, его партнеры по ансамблю, начиная с Людмилы Пивоваровой-Киры (которая, ну уж, простите, еще и "старовата", чтоб на голубом глазу 15-летнюю девочку играть), заканчивая приятелями Артема (Прохор Чеховской и Георгий Гайдучик) - хотя и они все заслужили лучшего, более качественного литературного материала - чем сильнее стараются имитировать подростковые ужимки, интонации, пластику, тем дальше уходят от "правды", как ее ни понимай; то же касается и единственной сколько-нибудь "возрастной" героини, старшей сестры Киры (Анна Тараторкина), которая сперва дает Кире советы, а потом, когда разразилась катастрофа, за собственными делами-свиданиями не находит для нее свободного времени.

Гаджеты, сети... А эстетика - будто из советских 80-х! Допустим, авторами спектакль рассматривается не как эстетский экзерсис, но в том числе, или прежде всего, как социальная, даже "воспитательная" акция - но тогда тем более (как, например, в "Особых людях" ТОМ Голомазова) и способ актерского существования должен быть тут совершенно иным! А если вместо этого молодые, но как ни крути, взрослые артисты зрителей-подростков стараются еще и "заводить", заранее "провоцировать" примитивным интерактивом, стоит ли удивляться, что те хамски себя на спектакле ведут, при том что пофиг им высосанные из пальца герои пьесы с их надуманными проблемными ситуациями, к тому же ходульно-оптимистически, дежурно, крайне неубедительно к финалу разрешающимися ради прямолинейной "морали"?

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments