Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

пойдем со мной

"Нечего смотреть" - говорят про новогодние телеэфиры каждый год, ну вот, похоже, накаркали: смотреть и правда стало нечего, а главное, нечего слушать, дошло уже до того, что прошлогодний ролик Пугачевой вставляют в "новую" подборку - хотя такое ощущение, что уже ничего нету нового, и год не новый, а все какой-то примерно 2000-й. Тем больше поводов обратиться к тому, что было еще раньше - эстрада первой половины 90х так вообще мимо меня прошла (несмотря на "сензитивный", казалось бы, возрастной период...), мне тогда все Грига с Малером подавай, а, к примеру, творчество Виталия Окорокова я открыл для себя с опозданием, вернее, продолжаю открывать. Год назад обращался к нетленному шедевру "Два кусочека колбаски" в которым обнаружились не только бездны смысла, но и множество музыкальных, композиторских (особенно по части аранжировки, оркестровки, партитуры) находок:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3723536.html

"Пойдем со мной" - тоже вещь, и не менее по-своему выдающаяся, из репертуара группы "Комбинация":

https://music.yandex.ru/album/3376655/track/28251544

но тогда же, в те же 90-хе годы перепетая совершенно вроде бы другого плана и поколения исполнительницей, Екатериной Шавриной:

https://music.yandex.ru/album/4724540/track/37313356

На концертах "Комбинации" мне не довелось побывать и теперь уж, ясно, не судьба - зато, как ни странно, в свое время я на сольник Шавриной попал, и именно там впервые эту песню услышал: первое отделение Шаврина тогда отработала в сопровождении дуэта баянистов (!), второе под "минусовку", в нем-то и нашлось место для "Пойдем со мной". А теперь, обращаясь к первоисточнику, изумляюсь, ведь это по сути две разные песни! Ну то есть музыкально, мелодически - как будто одно и то же, но сильно различается текст, а главное - совершенно несходные типы лирических героинь, соответственно, отчасти даже противоположные сюжетные ситуации и переживаемые в них чувства, что не только через текст реализуется, но и через вокал.

Героиня "Комбинации" - то, что называется (называлось в 90е) "лохушка пергидрольная": провинциальная (во всех отношениях, и в прямом смысле тоже) девица, неопытная, недалекая (авторы и исполнители, исполнительницы, то есть, относятся к своей героине одновременно и сочувственно, и иронически), но с большими планами, с апломбом, неколебимо в себе уверенная, готовая рискнуть при первом же знакомстве. Героиня Екатерины Шавриной - фигура почти фольклорная, эпическая, и женщина (тоже во всех отношениях) зрелая, бывалая, опытная; опыт ее скорее печален, чем радостен - она и не унывает, с одной стороны, но, с другой, сомневается, можно сказать что и "комплексует", потому не торопится с выбором ("знакомы мы всего три дня" - "еще подумать нужно нам...") но и надеяться не перестает. Для сравнения - оба варианта текстов:

Гуляли как-то мы с тобой
Прохладной летней ночью
Ты говорил мне про любовь
Но как-то робко очень

А я не верила тогда
В твои красивые слова

"Пойдём со мной" - ты говорил мне в этот час
Пойдём со мной, там ожидает счастье нас
Пойдём со мной туда, где не нужны слова
Где будем вместе ты и я
Пойдём со мной...

Тебе поверила тогда
Прохладной летней ночью
Ты обещал любить всегда
Но как-то робко очень

Ах, как кружилась голова
Когда услышала слова

"Пойдём со мной" - ты говорил мне в этот час
Пойдём со мной, там ожидает счастье нас
Пойдём со мной туда, где не нужны слова
Где будем вместе ты и я
Пойдём со мной...

("Комбинация")

и

Случайно встретила тебя,
ну где ж такой ты взялся
Знакомы мы всего три дня
а ты в любви признался

А я поверила тогда
в твои красивые слова.

Пойдём со мной - ты говоришь мне каждый раз
Пойдём со мной... но не могу идти сейчас
Пойдём со мной туда, где не нужны слова
где будем только ты и я
Пойдём со мной.

Ты так настойчив и упрям,
не знаю что ответить
Ещё подумать нужно нам,
ведь мы с тобой не дети
А я поверила тогда
в твои красивые слова

Пойдём со мной ты говоришь мне каждый раз
Пойдём со мной но не могу идти сейчас
Пойдём со мной туда где не нужны слова
где будем только ты и я
Пойдём со мной...

(Екатерина Шаврина)

Сразу бросается в глаза, помимо прочего, что одна "не верила тогда", а другая, наоборот, "поверила тогда". Но принципиально важнее, что взрослая, бывалая шавринская героиня переживает описанную ситуацию как повторяющуюся в настоящем ("ты говоришь мне каждый раз"), тогда как наивная и амбициозная лохушка-героиня "Комбинации" описывает однократный в прошлом эпизод и вспоминает его как первое испытание, искушение ("ты говорил мне в этот час") с последующим, видимо, разочарованием. Даже если речь идет об одной и той же героине - то явно на разных жизненных, возрастных этапах.

И главное - до какой степени противопоставляется апинский пискляво-манерный (нарочито, подчеркнуто) тембр голоса шавринскому глубокому, грудному вокалу, с вибрато, смачным растягиванием пропеваемых гласных (это ж считай "народное порно"!), не доходящим, однако, до гротеска и самопародии (а ля Маша Распутина), сохраняющий, как ни странно, некую даже "аутентичность", ну по крайней мере в отношении к стилистике позднесоветского извода "народной" эстрадной песни, последней яркой представительницей которой, собственно, Екатерина Шаврина и осталась - в таком исполнении, в такой манере "Пойдем со мной" звучит уже почти как "Не уходи, побудь со мною..."
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments