Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Праздник" реж. Алексей Красовский, 2019

Безусловно, сценарий Алексея Красовского выигрышнее, пристойнее смотрелся бы на театральной сцене, нежели на экране - театральная условность списала бы если не все, то многие огрехи драматургии. Правда, необязательно считать огрехами особенности этой "пьесы" - достаточно взглянуть на нее не как на бытовую драму, ну или, наоборот, комедию, трагикомедию, в любом случае - не воспринимать ее как историю реалистическую, не требовать пластичности характеров, достоверности ситуаций, но принять за правило игры памфлетно-фельетонный, скетчевый жанровый формат, и многое встанет на свои места. Тогда шесть, не считая лежачей бабушки, проявляющей себя лишь стуком в потолок, персонажей (в поисках автора, режиссера, оператора - кстати, первоклассному оператору Сергею Астахову в "Празднике" нечего делать, не развернуться в ограниченном интерьерном пространстве, а крупные планы "подставляют" артистов...) найдут то, что требовалось.

Георгий Воскресенский - микробиолог, изобретающий для русских биологическое оружие: почему-то именно эта подробность вызывает у противников фильма самое ожесточенное сопротивление - дескать, русские не могли, не изобретали биологического оружия, они ж не нацисты... Вот нацисты, значит, изобретали, внедряли, использовали - см. недавний фильм, тоже как раз на материале (ну якобы...) ленинградской блокады, "Три дня до весны":

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3646281.html

А русские, значит, действовали в рамках международной конвенции, ага... (что угодно в картине готов счесть фальшивым, но уж в какую деталь готов поверить, так это насчет бактериологических исследований ради военных целей). Но так или иначе Воскресенский - человек важный, государственный, поэтому живет с семьей в двухэтажном особняке, к нему прикреплена домработница и машина с шофером, а на Новый год, несмотря на блокадные условия, у них к столу имеется курица (правда, в отсутствие домработницы профессорская жена вынуждена ощипывать ее собственноручно...), также сало, сколько угодно хлеба... даже шампанское! Ну что же - все для фронта, все для победы... при том что персонажи совсем не исключают возможность захвата города нацистами. Кроме того, к столу вместо жениха Максима, с которым неожиданно рассталась, дочь Лиза приводит нового ухажера Виталия, а сын Денис - незнакомую девушку Машу. Виталий - увечный (не хватает трех пальцев на ноге), потом выяснится, что дезертир-"самострел" и чуть ли не уголовник; зато Маша, хоть и пытается с голодухи украсть вещи Воскресенских, служит зажравшемуся семейству живым, ходячим моральным укором.

Воскресенские же, со своей стороны, отчасти стесняясь, отчасти опасаясь Маши и ее реакции (та недавно потеряла родителей, умерших от голода), придумывают небылицы, пытаясь объяснить, откуда у них избыток еды посреди всеобщего разорения - что, собственно, и составляет основное содержание фильма. А криминально-шпионская фабула, интрига (жених Максим оказался, видимо, агентом, воспользовавшись Лизой он подобрался к Воскресенскому и похитил результаты его сверхсекретных бактериологических исследований) - по большому счету, фикция, так и следует ее расценивать. Несмотря на все эти скидки и отмазки и даже воображая, что смотришь спектакль (внешних признаков "кино" в "Празднике" немного... он смахивает на павильонные телепостановки - кстати, жанр в 1970-80е годы процветал как раз на Ленинградском ТВ!), надо признать честно: драматургия - убогая. При этом немногим хуже, чем пьесы признанных советских "классиков" вроде Виктора Розова, Афанасия Салынского и много чьи еще. А уж что касается военно-исторических реалий, на которые нынче возбуждаются оскорбленные верующие - в "Празднике" нет ничего такого, что нельзя найти у того же Розова в "Вечно живых", да там пожалуй что и пожестче будет. Или вспомнить 11-е дело "Знатоков" - "Подпасок с огурцом", где герой Бориса Тенина, выясняется, в блокадном Ленинграде, пользуясь служебным положением, мародерскими методами собирал коллекцию ценных произведений искусства, а ведь это 1979 год, самое что ни на есть советское, брежневское ТВ!

Вообще "Праздник", с одной стороны, противостоит магистральным тенденциям современного военно-православного кинематографа, а с другой парадоксально в них вписывается, скажем, по части смягчения тех самых военных, блокадных реалий, и взять фильм (еще не выходивший пока в прокат, кажется) "У ангела ангина" Оксаны Карас по произведениям Вадима Шефнера, при различных, противоположных вроде бы идеологических установках они в чем-то сущностном с "Праздником" явно смыкаются:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3448564.html

С "третьей" стороны, противоположная, "черная" тенденция, сгущение красок (а уж куда сгущать, реальность "гуще" любой тьмы...), такова, что в сравнении, скажем, с пьесой Юрия Клавдиева "Развалины", без ажиотажа и какого-либо скандала поставленной в свое время Кириллом Вытоптовым в старом ЦДР, нынешний "Праздник" и в самом деле незамысловатая, непретенциозная комедия:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2215778.html

Но проблема, понятно, в том, что при формальном, творческом, художественном убожестве "Праздник" куда как замысловат и претенциозен, претендует он не меньше чем на вызов, а то и на откровение. И трудно отделаться от подозрений, что Алексей красовский сознательно загодя раздразнил православно-фашистскую братву, взбаламутил официозно-медийное болото - иначе, легко предположить, о его проекте едва ли бы сейчас так бурно дискутировали. В связи с чем весьма сомнительно выглядит его решение перенести премьеру на пару дней будто бы в связи с "трауром" - может, человек и от чистого сердца действовал... но не от великого ума в таком случае, тут уж одно из двух.

Так же как не от великого таланта Алексей Красовский заставляет одних актеров по максимум проявлять присущую им эксцентрику (в первую очередь Тимофея Трибунцева в роли Виталия - единственный исполнитель, существующий в заданных рамках более менее органично; а также, в несколько меньшей степени, Алену Бабенко, оказавшуюся хорошей театральной актрисой, сценический опыт способной перенести на экран, да еще на маленький телевизионный при крупных планах), а других "придерживает" (ладно Ян Цапник - он исполнитель бывалый, в каком только говне не снимался, и его профессор Воскресенский образ заведомо однокрасочный, плоский; ладно Павел Табаков, чья экранная органика связана исключительно с его юностью и природной беспомощностью - на сцене, кстати, как раз уже и не канает..; но вот Анфиса Черных-Лиза - абсолютно провальная роль; а уж "простая девочка" Маша, которую персонаж Табакова в "Празднике" приводит к накрытому столу, как приводил когда-то его герой похожую девицу к отцу домой в богомоловском спектакле "Год, когда я не родился" по "Гнезду глухаря" опять-таки Виктора Розова.... - в исполнении Анастасии Чистяковой напоминает призрака из японских ужастиков, настолько же искусственная и нелепая). Впрочем, никто же не упрекал в излишней "театральности" актерской манеры, к слову, "Артистку" Станислава Говорухина - ну и здесь примерно та же фигня.

На последних минутах градус трэша нарастает - вот уже наградной пистолет, подаренный профессору Воскресенскому прям-таки лично Сталиным, и заряженный, попадает в руки Виталия, который сперва грозит хозяевам, а потом отправляется наверх убивать доставшую всех навязчивым стуком лежачую бабушку, но после выстрела стук раздается снова и Алена Бабенко напоследок подмигивает в камеру - нас, мол, так просто не возьмешь, бабушка в порядке, сказочке конец. Но для фарса все-таки этого мало, а на драматический памфлет-фельетон "Праздник" с его прямолинейным разоблачительным морализаторством совершенно не тянет (в этом смысле любая отдельно взятая серия "Домашнего ареста" на порядок острее, критичнее, одновременно превосходя "Праздник" и по всем статьям художественного качества). Тем не менее пеняющие "Празднику" Красовского на "недостоверность" выглядят дураками вдвойне, в то время как автора фильма стоило бы упрекнуть в ином. Я еще по поводу его предыдущего, эстетически во многом с "Праздником" сходного "Коллектора" заметил: Алексей Красовский в своих положим что и благих, честных намерениях крайне недооценивает степень тотального бесстыдства:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3448564.html

И прежде всего речь о бесстыдстве интеллигентском, а вовсе не официозном - там уместнее говорить о сознательном, расчетливом цинизме. А вот народолюбивые интеллигенты, увидевшие (небезосновательно) в "Празднике" аллегорию на коррумпированных чиновников, топ-менеджеров госкорпораций и прочих участников "пира во время чумы", уж конечно не разглядели в том же самом мутном кривом зеркале отражения собственных наглых рож. Но ведь до чего ж удобно, что фильм в первые дни Нового года сразу выходит в интернете - иначе вряд ли бы удалось большинству борцов с кровавым растленным воровским тираническим режимом посмотреть его столь оперативно, ведь кто в Португалии, кто на Гоа, кто в Лондоне, кто по Венеции гуляет, кто любуется Брейгелем в Вене, кто в теплом море купается, и все так переживают за оголодавший народ, так возмущены безнаказанностью жирующих начальников... Они избранные, просветители-культуртрегеры, совесть нации, печальники земли русской - лайк ссылкам Красовского считают достаточной индульгенцией. Хоть бы один из них, непримиримых и гонимых, потомственных диссидентов, детей партработников и внуков НКВДшников, отказался от крошек с праздничного стола, за которым десятилетиями (веками!) продолжается это безумное чаепитие?... Ну или подавился бы ими уже, что ли!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments