Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Play/Игра", балет Парижской оперы, хор. Александр Экман (запись 2018 года)

Ну вряд ли прям уж в 2018-м записан спектакль, коль скоро даже православная "Культура" показала его в ночь на 2019-й, но в выходных данных проекта стоит дата, то есть видео действительно свежее, да и официальная сценическая премьера состоялась ровно годом раньше, в декабре 2017-го. Александр Экман в своем поколении (до 40) - наверное, самый успешный хореограф, и, пожалуй, самый интересный, он способен поражать не столько оригинальностью отдельных движений (такого запоминающегося, но и быстро приедающегося стиля, как, например, у Марко Гекке с его фирменными "конвульсиями", Экман не создает), сколько умением собрать из эклектичных элементов стилистически, структурно и концептуально целостное шоу, ироничное, ярко-зрелищное, с удобопонятной и не слишком сложной, а все же и не совсем примитивной "философией". Кое-что из его опусов в Москве доводилось видеть - и привозные постановки, и вошедшую с некоторых пор в репертуар МАМТа одноактовку "Тюль" (2012), во многом на своем более скромном уровне предвосхищающий масштабную двухактную "Игру":

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3705674.html

Но главные на сегодняшний момент, самые модные сочинения Александра Экмана, "Сон в летнюю ночь" и "Лебединое озеро", доедут вряд ли - для первого требуется какое-то немыслимое количество сена, а для второго, того хлеще, столько воды, что от предложения показать "Лебединое озеро" хотя бы фрагментарно на сцене Большого дирекция театра в ужасе отказалась, увы. Ну по крайней мере телеверсию "Игры" крутят по ТВ, и на том спасибо, я два раза (с повтором) посмотрел, в интернете она тоже есть.

Начинается "Игра" бесхитростно - с музыкального пролога в исполнении ансамбля саксофонистов. Как и в "Тюле", автор оригинальной партитуры спектакля - Микаэль Карлссон; в саундтреке соединяются блюз и психоделическая электроника, джазовый вокал чернокожей певицы (она поет сольно и в эпилоге), ансамбль музыкантов размещается в глубине белой "коробки" с множеством дверей по задней стене. На площадке - зеленое дерево и белые кубические "платформы" (ближе к концу они медлительно воспарят к колосникам). Персонажи, тоже преимущественно в белом, резвятся, вдохновленные "заводилой" в оранжевом свитере, но под присмотром суровой дамы в очках, надзирающей за ними с одного из белых "кубов". Фантасмагорические фигуры, "космонавт" в скафандре, зеленый шар вместо головы,полуобнаженный мужчина в несоразмерной, гигантской "юбке" - и лирические, чувственные дуэты... Причем каждый образ, каждая пара героев проходит через два акта, прочерчивает свою линию при всех трансформациях - так, "заводила" после перерыва вместе с остальными меняет яркий наряд на строгий черный "офисный" костюм, от которого под занавес избавляется: расстегивает галстук, сбрасывает пиджак, стягивает носки... - и оставшись "голышом" (ну в белых обтягивающих боксерах только) уходит за кулисы, на чем основное действо заканчивается.

Кульминацией же шоу в первом акте становится "ливень" из зеленых шариков-"мячиков": просыпаясь с колосников на площадку, они становятся для инфантильных персонажей поводом для радости, предметом новых игр, но во втором целый бассейн из зеленых шаров, сброшенных, смытых со сцены, превращается в "топь", где те же персонажи беспомощно барахтаются. Прежде зеленое дерево тоже "опадает", остается сухим и голым. А видеопроекция воспроизводится прямо на "классический" занавес "Пахиты"! И в пластике героев проявляются аллюзии к балетной классике - пуанты, поддержки. Символика сюрреалистической, гротесковой, где-то эротической образности дополнительных объяснений вроде бы не требует - тем не менее в спектакле присутствует текст, непошлый, но все-таки необязательный: противопоставляются "жизнь-борьба" и "жизнь-игра" (занимайтесь игрой, а не борьбой - типа того, надо полагать...), призывают "танцевать, пока звучит музыка". Слегка покоробил меня эпизод со свечками - я на подобные вещи автоматически занимаю боевую стойку. Очевидное следование открытиям Пины Бауш, пусть в облегченном, популярном варианте, доходит до почти неприличных цирковых штампов с бросанием надувных шаров в партер... Но зримое течение времени, неизбежное "взросление" (а называя настоящим именем - старение...) и фатальная развязка с чересчур попсовым, умильно-сентиментально-красивеньким антуражем шоу примиряет: танцуй, конечно, пока молодой - а все равно игра заканчивается тем же, чем и борьба.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment