Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Вадим Холоденко в МЗК: Равель, Прокофьев, Рахманинов

Впервые я живьем услышал Холоденко, когда он играл именно Прокофьева - Первый концерт с "Новой Россией", и странно вспоминать, что почти девять лет уже прошло (я принципиально не редактирую старые записи спустя время, но надеюсь, Вадим не обидится на некоторые мои тогдашние наблюдения...):

https://users.livejournal.com/-arlekin-/1681591.html

С тех пор я почти на всех московских концертах Вадима бывал - сольных, ансамблевых и с оркестром, на самых разных площадках (от культурного центра им. Чайковского до кафе-клуба "Мастерская"); что-то, конечно, пропускал ради других каких-нибудь интересных событий, но в виде исключения, а выступал раньше Холоденко в Москве регулярно, это сейчас его не застанешь. Но еще случайно попав на телеверсию его исполнения "Бурлески" Рихарда Штрауса с Башметом и его коллективом (отчего-то по ТВЦ, где сроду не бывало трансляций симфонических концертов - ну не чудесное ли везение?), сразу для себя отметил, что вот таков, пожалуй, мой любимый пианист. Плетнева я не считаю - он больше, чем пианист, больше, чем музыкант, к тому же иногда мне типа в шутку говорят: а тебе не кажется, что Плетнев просто играть разучился? Нет, мне не кажется, и если даже "разучился", все равно "плохо" Плетнев играет "лучше", чем кто-либо, потому что так "плохо", как Плетнев, кроме него больше никто не сыграет. И сейчас в антракте услышал: "Ну не сыграет так ваш Плетнев" - да, так не сыграет, иначе сыграет (между прочим, у Плетнева до конца января четыре выступления с РНО только в качестве солиста!).

Зато Холоденко играет превосходно - хотя, опять же, настолько по-своему, что не каждому близко. Главное, что в моем понимании сближает Плетнева и Холоденко - индивидуальность, при том что характера эти индивидуальности противоположного, так что сравнивать их и выбирать между ними неуместно. Хотя несколько лет назад имел место случай, когда я предпочел сольнику Плетнева в малом зале консерватории выступление Холоденко с оркестром в большом зале - послушал 21-й концерт Моцарта и на Плетнева побежал с антракта, о чем даже потом не сильно жалел:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2718132.html

Но вот, как сейчас, примере Равеля особенно хорошо понимаешь, чем отличается пианизм Холоденко от прочих, и что я лично для себя в нем нахожу. Частично я нынешнюю программу уже слышал недавно - после репетиции с Романом Минцем и Елизаветой Миллер в камерном зале "Зарядья" ее Вадим "обыгрывал" накануне премьеры в Чикаго, мне тоже предложил остаться, а я-то уж возможность поприсутствовать на полноценном концерте без публики не упустил. Правда, тогда звучали только "Отражения":

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3877696.html

Сейчас Равель занял полновесное отделение, в комплекте с "Отражениями" шла Сонатина фа-диез минор, сочинение раннее, еще вполне "романтическое", тогда как "Отражения", примерно в те же годы написанные, в большей степени хрестоматийный Равель. В исполнении Холоденко он узнаваемый - и неожиданный: никакой мути, которую любит напускать в музыке французских импрессионистов Люка Дебарг (на концерте Холоденко присутствовавший) - фактура ясная, внятная, прозрачная. Холоденко видит любую вещь как целое, но и деталей не упускает, потому в его исполнении какая угодно музыка "полифонична": нет второстепенного, все важно, каждый мелизм содержательно значим.

Равель и Прокофьев - казалось бы, контрастные противоположности, но у Холоденко парадоксально в чем-то созвучные (ну так ведь и современники же). А 6-я соната - еще и самая моя любимая! Потрясающее исполнение, но что занятно - за пару дней до того слушал я, причем на репетиции, где никто не мешал, не отвлекал, 2-й концерт Прокофьева, его Мацуев с РНО и Плетневым играл, и тогда, поддаваясь, нельзя за ним не признать, бешеной энергии, я подумал, что, может, так и надо играть Прокофьева, отключая голову, растворяясь в его потоке:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3929300.html

Слушал Холоденко, вспоминал Мацуева - и правил себя задним числом: "так можно" - пожалуй; но "надо" - слишком спорно; по крайней мере Вадиму Холоденко удается в тот же ток вовлечь и одновременно каждый "электрон" в нем прощупать - энергия это здорово, для Прокофьева почти все, но ведь и ноты расслышать интересно! И нисколько не в ущерб внутреннему напряжению третьей части - вдумчиво, точно, без суеты - но ни малейшего спада, прорехи, сбоя ритма, четкость феноменальная.

Романтический, рахманиновский бис, прелюдия из опуса № 32 - часть целого отделения той чикагской программы (Равель плюс Рахманинов), которое Холоденко тоже проиграл вместе с "Отражениями" Равеля в "Зарядье", и я еще тогда подумал: "настолько хорошо, будто вовсе и не Рахманинов..." Так что и Рахманинов в сочетании с Прокофьевым и Равелем не производил впечатления чего-то случайного, отдельного (очень верно заметила на выходе Лена Билибина: программа безупречно подобрана! к бису тоже относится!), и вместе с тем с основными, опорными произведениями вечера не сливался, ставил парадоксальную, но осмысленную точку. Если б еще ее не смазала ведущая.

Единственный момент, привносящий диссонанс в идиллию (ну помимо мобильников на дне старушачьих сумок и конфет в шелестящих фантиках, которыми деды угощают своих бабок) - конферанс.... Не зря все чаще в концертной практике музыканты отказываются от ведущих полностью, как принято, например, на стартующем вскоре тут же, в МЗК, фестивале "Возвращение" (Холоденко тоже участвует!) - вот и пора бы уже всем перенять этот хороший опыт. Впрочем, хотя бы обошлось на сей раз без описаний погоды за окном и декламации стихов, а высказывания коллег о Холоденко, процитированные перед сонатой Прокофьева, даже привнесли в академическое мероприятие своеобразную живинку - на фразе "Алена Баева: Вадим Холоденко прекрасен..." я, вернувшись обратно в кресло после вертикального взлета, специально оглянулся посмотреть на Романа Минца, сидевшего чуть сзади, и удивился, куда он пропал, пригляделся и увидел, что они там с Алексеем Курбатовым вповалку от смеха загибаются. При том что по факту ведь не поспоришь - прекрасен!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments