Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

счастливые дни в ожидании: "Обломов" И.Гончарова в театре им. Маяковского, реж. Миндаугас Карбаускис

Оформление Сергея Бархина - не "пространство", не "сценография", но натурально "декорация": выгородка, изображающая комнату в доме 19-го века, больше напоминающую, впрочем, не жилое помещение, а мемориальный музей. И халат, в который завернут, "задрапирован" Обломов - противоестественных, нечеловеческих, гиперболизированных размеров (костюмы Марии Даниловой, но не знаю, халат здесь - это еще "костюм" или уже часть "декорации", "сценографии", "пространства"?). Утопающий в нем герой сразу что-то мне напомнил, и скоро я понял, что именно - ну конечно, беккетовские "Счастливые дни". Вот ровно так же, как у Беккета, гончаровский Обломов перебирает платки, бумаги, "цветок засохший, безуханный" в записной книжке с несбыточными "планами" по переобустройству родной Обломовки.

Разумеется, если бы Карбаускис хотел поставить Беккета - он и поставил бы Беккета, а в его "Обломове" вполне узнаваем и характерный типаж, и персонаж из школьной программы, хрестоматийный, всякому известный. Но как, аккуратно смещая и пространственные, и ритмические, интонационные основы реалистического, психологического театра, чуть утрируя его условность, Карбаускис сквозь историзм, бытовой реализм, психологизм идет к лирико-философскому абсурду, из особенностей, будто бы присущих "национального характеру", конструируя образ абсолютно универсальный - вот для меня самый интересный, среди прочих, сюжет постановки.

Тем более что в прямом смысле "сюжет" здесь, как ни странно, совсем не тот, что памятен по книге, экранизации, инсценировкам - с такой точки зрения нынешний "Обломов" Карбаускиса гораздо более оригинальное, самостоятельное сочинение, чем, к примеру, "Облом.off" Михаила Угарова. От романа в спектакле - четыре главных героя: господин Обломов и его слуга Захар, Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Еще один полуфантасмагорический, многоликий персонаж, воплощенный одним актером, вмещает в себя всех Других, так в программке и обозначается - Другие. Ну а где же Штольц, казалось бы, вторая по значимости и равновеликая Обломову фигура? Штольц, близкий человек, однокашник Обломова, обещающий скоро приехать и вроде бы даже приезжающий, с дивана Обломова стаскивающий, остается внесценическим фантомом - это ключевая, самая неожиданная и парадоксальная режиссерская идея! Обломов и ждет Штольца, и опасается его визита - а Штольц не появляется!

Отношения Обломова и Захара тоже не сводятся к недоразумениям и перебранкам барина со слугой, мало того, их совместные сцены строятся во многом на клоунаде: Захар роняет посуду с подноса - кувшин с квасом к подносу приклеен; дорожные чемоданы Обломова - "китайская шкатулка", внутри которой, в самом крошечном ящичке - ничего, пыль, дым; "уйди, Захар!", "вернись, Захар!" - Захар не трогается с места. На рефренах текстовых, на параллелизме мизансцен выстраивается и действие спектакля в целом - события идут своим чередом, Обломов знакомится с Ольгой, влюбляется, но время замкнуто, закольцовано, и уже в прологе, не успел впервые подняться занавес, возникает Пшеницына с рассказом про Обломова. А когда занавес поднимется, на стене в комнате Обломова, если приглядеться, картинки разных эпох, и старинные портреты, и импрессионистские пейзажи, и мирискусническая какая-то сценка; а еще набор филимоновских игрушек на секретере - вряд ли анахронизм по недосмотру художника, скорее ненавязчивый намек.

Энтузиазм, с которым Вячеслав Ковалев получал "Золотую маску" за роль в "Изгнании", помнится, некоторых покоробил -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3789787.html

- я пытался объяснить, что актер вышел за наградой как бы "в имидже" своего героя, а мне возражали - да может ли он в ином имидже выступить? Надо видеть, как тонко, подробно Ковалев играет Обломова, вмещающего и всю возможную человеческую нежность, и весь неизбывный метафизический абсурд бытия! Но и его - в отсутствии Штольца, в вечном его ожидании - основной партнер, Анатолий Лобоцкий-Захар, пусть в гриме, подчеркнуто старомодной накладной бороде, с характерной сутулинкой, кряхтением - не просто забавный старик, неслучайно же выбран Лобоцкий вместо возрастного актера, и нельзя не вспомнить про Матти, слугу господина Пунтилы, которого Лобоцкий сыграл у Карбаускиса ранее:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2412948.html

Внешне Захар и Матти совсем не похожи, но что-то общее между ними есть, как и между их хозяевами (брехтовский господин Пунтила-Михаил Филиппов, между прочим, в финале ну совершенно по-обломовски засыпает, разве что не в халате, а в меховой шубе!). Что касается женских образов - хотя большинство сцен Обломова и Ольги размещены на просцениуме, и выразительная Ильинская-Анастасия Мишина, и колоритная Пшеницына-Ольга Ергина, мне показалось, все же несколько задвинуты на второй план, мало того, не столько контрастность, сколько сходство их подчеркивается: Ольга Сергеевна - далеко не романтический идеал, не слишком возвышенная девушка, ну точно не "каста дива" (а между прочим, в саундтреке Фаустаса Латенаса тема из "Нормы" Беллини накладывается на старческую фольклорную колыбельную); в свою очередь Агафья Матвеевна - не "клуша", не дебелая бабища - неудивительно, что вторая смогла столь легко заменить герою первую! Единый во всех "других" лицах Иван Никулин феерически меняет "маски" - такое немножко даже "инфернальное" получается существо. Свою ключевую роль снова под конец сыграет и "декорация" - во втором акте развернувшись на поворотном круге "изнанкой", домом Пшеницыной, и обнаружив с противоположной стороны чуть иной расцветки стен, но в остальном абсолютно идентичный, один в один, вплоть до филимоновских игрушек на комоде, интерьер.

А сюжетно спектакль не закончится ни женитьбой Обломова, ни его смертью - он как будто и вовсе не закончится. Отказавшись от любви Ольги, снова остается Обломов в ожидании: Агафья Матвеевна обещала, что Пасха наступит - "тогда и поцелуемся". Тем и счастлив. Только диван и двери на новой квартире по-прежнему скрипят.

P.S. Второй за короткий срок повод вспомнить еще одного "Обломова" - Алвиса Херманиса в Новом Рижском театре, который так и не доехал до Москвы. Его показывали, кажется, в СПб, а я смотрел несколько лет назад в Риге - по большому счету, как ни странно, постановка Херманиса более "традиционная", чем свежая премьера Карбаускиса, но в чем-то они логично сближаются:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3023403.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments