Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

ясная паляна: "Демон. Вид сверху" в ШДИ, реж. Дмитрий Крымов

Как же круто, как же классно - и как же далеко от этого ДА ушел за последующие годы! Для своего времени "Демон" стал сенсацией, но и сейчас, когда спектаклей в формате арт-перформанса немало, они стали уже своего рода модным, популярным развлечением - ну вот только что на площадке ШДИ выпустил свою дебютную режиссерскую работу "Путешествие Пушкина в Африку" Михаил Уманец, в "Демоне" с некоторых пор участвующий как актер - зрелище столь насыщенное архетипическими для мировой культуры образами и вместе с тем остроумное, занимательное, в лучшем смысле "прикольное", увидишь редко.

Кстати, когда я, почти двенадцать (с ума сойти...) лет назад смотрел "Демона" -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/1039886.html

- и Михаил Уманец еще не играл, он чуть позже влился в крымовскую лабораторию, и художники-перформеры частично другие были, те повзрослели и отправились в самостоятельное плавание с тех пор, а им на смену свежие, юные, в том числе нынешние студенты Крымова пришли (спектакль же родился изначально как студенческий! и вот уже больше десятилетия сохраняется в репертуаре!), зато играла Анна Синякина, она из состава давно вышла... Но основной актерский костяк - Маминов, Мелконян, Горчакова - остается неизменным. И это, между прочим, символично, поскольку напрямую относится с содержательной концепцией постановки, где переплетаются история мира и судьба человека, космогоничекое и экзистенциальное. С одной стороны - Адам и Ева, змей-хлыст и надкусанное яблоко с нарисованного дерева, грехопадение. Далее - Толстой на железной дороге и Гоголь с 2-м томом "Мертвых душ". И одновременно с этим - отдельно взятая, абстрактная и обобщенная биография: рождение, колыбелька, ванночка, скрипочка, занятие балетом, велосипед. А над всем и над всеми взлетел парит в вышине зала-колодца "Глобус" черный, до того (в прологе) падший ангел. Ну и коль скоро "Демон" содержит отсылку к Лермонтову, а заодно и к Рубинштейну, финал - грузинская свадьба с глумливой лезгинкой некоего незваного гостя, смахивающего на Берию.

Что касается последнего - не помню, чтоб раньше у меня подобная ассоциация возникала, может она и не закладывалась режиссером изначально, а проявилась лишь сегодня, так сказать, в изменившемся контексте... Но для меня важнее было не просто смотреть, а рассматривать, разглядывать "Демона" теперь задним числом как обещание будущих, на тот момент еще и не замысленных спектаклей Дмитрия Крымова: иных уж давно нет (как "Х.м. Смешанная техника" в МАМТе - но анимационные самолетики со свастикой над шагаловским городком, явственно потом снова возникли во второй части "Смешанной техники"), а другие, наоборот, совсем недавно появились (Гоголь вернулся с "Историей подарка", огудаловский сАртир в "БеЗприданнице" напоминает о Ясной ПАляне).

Удивило меня, что на спектакле вечернем и, несмотря на внешнюю занимательность, содержательно совсем непростом, много детей и даже грудничок, но младенец, вероятно, из местных, а вот толпа школьников привела в недоумение, и не старшеклассников даже, хотя не самые ужасные и, в принципе, смотрели они тоже с интересом, как раз за разом на очередном белом листе (буквально) рождается образ, и в процессе его сотворения вроде бы успеваешь поскучать, понедоумевать, что это такое, к чему, зачем - а потом персонаж или сюжет получают завершенную оформленность... и все такие "аааа!.."
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments