Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

земля рождает пузыри: "Макбет" У.Шекспира в театре на Малой Бронной, реж. Антон Яковлев

Не успел еще посмотреть "Макбета" в Ермоловском с Меньшиковым (категорически "не пускают пишущих", но после того, что написали большие любители искусства, теперь ведь кто не пишет, а им-то по билетам везде дорога, и не захотелось бы идти..), как подоспел еще один, на Бронной, со Страховым. После двух вахтанговских конфузов с закрытиями накануне премьеры готовых спектаклей, "Мелкого беса" и "Подростка" (случай в новейшей театральной истории, пожалуй, беспрецедентный!) Антон Яковлев подвизался преимущественно в Малом, и кое-что я там у него даже видел, ну как минимум Василия Бочкарева в роли Опискина и Ирину Муравьеву в "Священных чудовищах" Кокто (!).

Бронный "Макбет" изначально, видимо, тоже задуман как проект "звездный", и спорный вопрос, кто "звезднее" - выходящий в тираж "красавчик" Страхов или определенная в Леди Макбет тоже записная, но актуальная "красавица" Самбурская. Поэтому все остальное исходит из того, что "народ хочет видеть живых артистов". Час сорок пять без антракта, краткий, беглый, при этом монотонно-занудный и вместе с тем пафосно-претенциозный пересказ сюжета в абстрактных черно-ржавых декорациях-трансформерах с квадратной "ванной" по центру, она же "постамент" для трона. Страхов в начале перепеленат эластичными бинтами по рукам-ногам и по грудные мышцы, что выглядит несколько порнографично, ну и по сути он здесь в основном "торгует телом", а также "хлопочет лицом" - вот тебе и вся "трагедия". Самбурская пытается, очевидно, с подачи режиссера, уходить от театрального "Трагизма" в простые женские переживания - нашли для этого материал, ничего не скажешь... Остальные персонажи выступают кордебалетом, за исключением разве что Александра Голубкова-Банко, но его слишком быстро убивают, и дебютанта Ильи Коваленко-Макдуфа, а он, наоборот, проявляется ближе к концу.

С выходом на первый план Макдуфа-Коваленко действо приобретает хоть какую-то энергию, и то за счет артиста, а не персонажа, не созданного им образа: просто Коваленко, видимо, еще не растратил запал - я его видел в дипломных спектаклях, буквально днями ранее в "Шоппинг энд факинге", но на профессиональной сцене у него до сих пор были лишь вводы на сказочных зверюшек в детских утренниках. Страхов же чем дальше, тем более утомленно изображает "трагизм" в статике памятника самому себе (помню его у Голомазова в "Петербурге" двадцать лет назад - но там он хоть молодостью блистал, теперь уже совсем нечем...), рвутся полиэтиленовые мешки для мусора и разбрасываются армейские ботинки, грохочут падающие с колосников цепи (убогий, бэушный набор символической атрибутики...), лейтмотив "асфиксии" снова проявляется к концу, когда мертвый Макбет сдергивает со своей головы мешок и как бы "оживает для вечности"... А вместо ведьм - одна-единственная девочка в ночнушке под фонограммный монолог по сцене бродит (и тоже - не первая девочка, не впервые бродит... Но у Яна Кляты в МХТ кордебалет юных дев-ведьм хотя бы эротично выглядел...). В стандартной сценографии а ля покойный Някрошюс или молодой Стуруа этот советский литовско-грузинский театр 1980-х если чем и удивляет - то своей архаичной никчемностью и занудством, о которого даже минимальный хронометраж не уберегает.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments