Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Сокровища музеев России" в "Манеже"

Чтоб зря не соврать, выпишу дословно: проект в "Манеже" - часть XVII (как все запущено...) "церковно-общественной выставки-форума "Православная Русь" к Дню народного единства". Сдается мне, в этой подробной, подстать названиям соцреалистических полотен на производственную либо героико-революционную тематику ранне-сталинского периода, формулировке все же чего-нибудь недостает, ну типа "орденов Трудового Красного Знамени и Преподобного Сергия Радонежского" - а может просто не все стали писать на афише или не целиком поместилось, да и немудрено при столь выспренном многословии, которое против воли и мне передалось... Однако в чисто практическом аспекте непременно следует иметь в виду (и даже задним числом делать скидку...), что вход на выставку для всех бесплатный, продлится она всего двадцать дней, и следовательно, снаружи ожидаются очереди с сопутствующими им металлическими барьерами и живыми ментами, а внутри к картинам не протолкнуться будет - мне еще сравнительно повезло, что я пришел в неурочный час т.н. "ночи искусств" и попал на сравнительное немноголюдье, а все равно толпа набежала порядочная, старые интеллигентки, мамаши с дитями, брутальные эстеты... Ну само собой, сплошь православные - и шутки шутками, а уже при входе непосредственно на выставку, после всех контролей, выстраивается отдельная очередь: тетки в наскоро обвязанных платках спешат поцеловать чудотворную икону в богатом серебряном окладе, чтоб перекрестясь, помолясь, дальше проследовать любоваться на Дейнеку.

Масштабами, количеством собранных, свезенных произведений живописи, выставка, нельзя не признать, поражает, а я бы сказал, подавляет: провинциальных музейщиков подрастрясли знатно: почти на три сотни предметов! Но ведь затея святая, как и русь: показать страну насколько великую, настолько и единую - представить ее музеями и галереями (государственными, конечно, без исключений) от Калининграда до Владивостока и от Архангельска с Ханты-Мансийском до Чечни и Дагестана. Впрочем, качество парочки полотен из т.н. Национального музея Чеченской республики способно внушить осторожный оптимизм, что остатки здравого смысла еще не поголовно утеряны вслед за последним стыдом и ради удовлетворения тщеславия свободолюбивых правоверных горцев в Грозный трусливые шакалы-свиноеды отправляют с концами не шедевры, а что попроще, грубо говоря, чего не жалко... Ну и в целом, положа руку на сердце, в понятие "сокровища" кураторы проекта очевидно вкладывали довольно широкий смысл - то есть качество отобранных полотен все-таки заметно разнится. И все же половить есть что, отменных вещей, без дураков, полно. В некоторых из представленных музеев мне доводилось бывать, в каких-то совсем недавно, в большинстве, увы, нет и вряд ли придется; поэтому некоторые работы я с первого взгляда припоминал, узнавал; другие - наоборот, либо не фиксировал в свое время на них внимание, либо забыл банально, но и нельзя исключать, что те или иные вещи у себя "дома" в постоянной экспозиции отсутствуют, и скорее увидишь на сборных московских выставках, чем на месте застанешь; короче, как выражаются в подобных случаях православные - слава богу за все!

На десять дней свезти из десятков музеев, отобрать что получше, покраше, позанятнее, столько всякого добра - уже непросто; а выстроить чрезмерно масштабную экспозицию внятно, концептуально, чтоб и "исторично", и "эстетично", и не забыть про "великую русь" при том - задача неподъемная. Организаторы, сдается мне, решая ее, малость перемудрили, хотя не знаю, по человеческим ли силам придумать нечто более вменяемое. В общем, после раздела икон и центральной секции "Россия", выгороженной под преимущественно пейзажную живопись 19-начала 20го века с привязкой к географической, топонимической, социо-историко-культурной конкретике, осмотр предполагается продолжать по кругу в хронологической последовательности от 18го века к 20-му, одновременно сообразуясь и с тематическим делением ("парсуны и провинциальный портрет" и т.п.), а нередко и с объединением полотен то по сюжетному, то по персональному признаку, и одновременно с попытками по возможности не "разлучать" хотя бы картины одного автора из одного собрания... Выходит противоестественно, как при старании анекдотического старшины строить роту сразу и по росту, и по алфавиту, то есть и музейные коллекции разделены, разбросаны, распотрошены (а было бы логичнее всего, раз уж такое дело, масштаба всея советскыя земли, объединить в особые секции как раз собрания одного музея, второго, третьего - по региональному признаку), и художники одни и те же в разных залах оказались, и хронология соблюдается нечетко, ну про темы и стили я же лишний раз не говорю: критический реализм вперемежку с официозом и салоном, полузапретные выдающиеся авангардисты рядом с халтурной пропагандистской заказухой.

И все-таки, и тем не менее, минуя пометку "церковно-общественный", и раздел ни в чем особо не повинной, по сегодняшним меркам уж точно, древнерусской, включая чудотворную, живописи (преимущественно из Ростово-Ярославского и Владимиро-Суздальского музеев-заповедников, из Вологды и Кирилло-Белозерского монастыря) - здесь уже не то что прикладываться, а трогать руками запрещено, православные смотрят да селфи делают от безысходности - попадаешь в отсек, обозначенный незатейливо "Россия", но включающий в себя немало замечательных пейзажных полотен очень разных авторов. При входе слева, к примеру - прекрасный "Пейзаж с женской фигурой в красном" Крымова (из Тулы) и рядом совершенно великолепный "Закат" Рылова, 1917 (из Смоленска - моей "исторической родины", где я никогда не бывал и откуда, между прочим, редко на какие выставки доезжают картины, а здесь сразу несколько в разных разделах), глядя на этот "Закат" вспомнишь и выставку Нисского, которая сейчас проходит в ИРРИ, там тоже есть Рылов и неслучайно, но это полотно в еще большей степени позволяет отметить общие черты, и общие истоки творчества художников, в плане как композиции (в спонтанности, иррациональности природных явлений обнаруживается поразительная математическая, геометрическая "вселенская" гармония).

Кустодиев здесь узнаваем и полотна мне знакомы - что-то я видел непосредственно в музеях, что-то на недавней выставке в "Новом Иерусалиме": "Гуляние в провинции", 1910 (из Костромы); более лубочная вещь "На ярмарке", тоже 1910 (из Саратова). А вот на ту же тему и в сходном стиле, но ярче, красочнее, "сочнее" вещь Юона "В провинции. Торжок", 1910 (из Калуги) - для меня "новая". "Летом" Нестерова (из Иваново, где я побывал прошлым летом) тоже на виду - две монашеского, по нестеровскому обыкновению, девушки с граблями наперевес среди стогов. Не столь знаменит Иван Силыч Горюшкин-Скоропудов, но в число "сокровищ" попала его скромная "Сцена из 17го столетия" 1934 года (из Пензы), изображающая пробирающийся по весенним проталинам боярский возок.

В разделе "Россия", как я понимаю кураторский замысел, постарались сконцентрировать скорее по тематическому принципу, в обход географии и хронологии, не то что соображений сугубо искусствоведческих, произведения "почвеннической", "патриотической" направленности. Оттого природа и этнография сочетаются с милитаризмом и государственным официозом (но это как раз отвечает запросам военно-православной идеологии), и нестеровские девицы логично соседствуют с мариной Боголюбова "Бой с турецким кораблем", 1857 (из Барнаула) и его же помпезно-декоративным панно "Иллюминация Кремля", 1883 (из Омска), а полуфантазийный "Старорусский город" Ап.Васнецова, 1899 (из Архангельска) с выписанными изумительно детально и любовно "Папоротниками в лесу" Левитана (из Нижнего Новгорода). Скромный "Ранний снег. Бехово" Поленова, 1891 (из Ярославля) очевидно "проигрывает" редкостному, но сразу притягивающему внимание и запоминающемуся "Зимнему пейзажу" Мещерского, 1884 (из Воронежа); отдельно, но в том же отсеке, висит другая картина Поленова, "Река Оять", 1880-90е (из Краснодара), но тоже не супер. Жанровые "народные" сценки преисполнены позитивом и призваны напоминать православным, как во все времена жилось весело, вольготно на руси - будь то "Лед прошел" А.Архипова, 1895 (из Рязани) или "Бурлаки. Вечер на Волге", 1897 Корина (из Ростово-Ярославского заповедника), где даже бурлаки, которым еще в мое время принято было сочувствовать, выглядят довольными, весело отдыхают у берега и антигосударственными жидомасонскими происками их не прельстить.

Зачем-то попал на выставку "Базар у пристани. Архангельск" Коровина, 1896 - крупное и достойное полотно, но из Третьяковской галереи, и по-моему, на всю экспозицию единственное оттуда; явно из запасников и, с одной стороны, хорошо, что показали, но как-то совсем не к месту... почему тогда только и именно оно? Другое дело "Жертвенный котел в престольный праздник" Прянишникова, 1888 (из Саратова) - и в тему, и издалека. Несколько банальных Шишкиных (из Пскова, из Перми), зато Айвазовский очень неожиданный - "Зимний воз в пути", 1857 (из Смоленска), мало того, что пейзаж снежный, среднерусский, так еще и с достаточно четко прописанными фигурами крестьян. Безвестный Лев Львович Каменев с "Сенокосом", 1866 (из Астрахани). Киселев, Беньков, Плотников, Никулин - все живописцы не первого ряда, но благостный образ, который пытались кураторы реконструировать в этом "Российском" разделе, их пейзажи дополняют, разбавляя декоративного Головина с его "Серебряными ветлами", 1909 (из Ярославля), Жуковского прекрасную "Брошенную террасу", 1911 (из Тулы) и "Киммерийская область" Богаевского, 1910 (из Серпухова, где я на нее прошлым летом сразу обратил внимание, одна из самых видных вещей в серпуховской коллекции).

После этого центрального "зала" экспозиция разворачивается в пространстве и времени крУгом начиная с 18-го века. В региональных музеях, понятно, за некоторыми исключениями 18-й век и начало 19-го представлены слабо и прежде всего произведениями из реквизированных помещичьих собраний, так что и соответствующий раздел выставки обозначен "парсуны и провинциальный портрет", художники по большей части либо в прямом смысле "неизвестные", либо названные по именам, но все равно не слишком знаменитые, хотя и тут есть что половить. Недавно, меньше двух месяцев назад, обстоятельно и без особой спешки я смотрел постоянную экспозицию Тверской картинной галереи -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3866092.html

- но не припоминаю, чтоб видел там полотно безымянного автора "Хор архангелогородского епископа Арсения Верещагина", 1774, а здесь оно в разделе одно из самых заметных и среди прочих выделяется; почти уверен, что отсутствует там в экспозиции и представленная здесь оттуда же, из Твери, аллегория "Пеликан, кормящий птенцов", 2-я пол. 18-го века (ну или в Твери я мимо нее проскочил...) Хорош "Портрет Прасковьи Буториной" Тарханова, 1839 (из Рыбинска), "Портрет Надежды Соболевой" Мыльникова, ок. 1834 (из Ярославля), а вот "Портрет кн. С.В.Гагарина" Рокотова (хоть и под ?) в Ханты-Мансийске я запомнил, как и "Портрет княгини Смарагды Кантемир" кисти Ивана Никитина, кон. 1710-х-начало 1720-х в "Новом Иерусалиме" (но там я еще позже, чем в Твери был - полтора месяца назад, неудивительно).

Из грандов конца 18го-начала 19го века выстроилась при всем том неплохая подборка, особенно "повезло" Боровиковскому, его "Портрет Муртазы кули-хана, 1790е, я опять-таки недавно видел в Твери, там мимо него не пройдешь; тогда как "Портрет Долгорукова" в "Новом Иерусалиме" сходу не припомню; и определенно не видел я раньше ни исключительно эффектного "Портрета княгини Барятинской", 1817 (из Пскова), ни "Портрета Волконского" (из Тулы). В том же разделе либо примыкающем к нему следующем зале имеются Левицкий - "Портрет Губарева", 1788 (Иваново) и "Портрет княжны Анны Павловны в детстве" (из Ярославля) и его же Екатерина (из Новгорода); Аргунов - "Портрет Елизаветы Бантыш-Каменской", 1815 (Ярославль) и Николая Шереметева, 1801-05 (Ростово-Ярославский заповедник); Антропов - парадный портрет Елизаветы Петровны (из Сергиево-Посадского музея) и менее пафосный Петр Третий (оттуда же); Щукин - портрет Александра Первого, 1809 (снова Тверь) и - авторство под вопросом, но предположительно все же Щукин - "Портрет графа Зубова", 1803 (а это из т.н. "национального музея Чеченской республики"... ну хоть успели показать до следующей войны - смотреть, правда, особо не на что, к счастью).

Не последовательно, но все же упор делается именно на вещи из запасников, из фондов, либо вовсе из музеев, где те или иные разделы не имеют постоянных экспозиционных площадей (в Иваново это живопись классическая, в Екатеринбурге, наоборот, авангардная, хотя коллекции в обоих случаях небедные). Так и "Вид на усадьбу Островки с Большого острова" Григория Сороки, 1840, я в Твери не увидел, как того же сорта видов Причетникова - не уверен, что они действительно отсутствует и не выставлены, но там среди более интересных произведений наверняка потерялись бы, а здесь в лучшем случае средние, декоративные полотна, наоборот, выламываются из общего ряда, и не захочешь, а отметишь их; или, скажем, очередной фантазийный Петербург от Федора Алексеева (в Твери тоже есть свой такой, да и много где еще, не говоря уже про собственно петербургские музеи, но на эту выставку взяли из Ивановского аналогичный), пусть даже кругом куда как интереснее, и настоящие шедевры в том числе, размещены произведения. К примеру, необычайный детский "Портрет Настеньки Хлевской" Венецианова, 1826 (из Архангельска - я в Архангельске бывал один раз больше десяти лет назад, художественный музей посещал, но мало что сохранил в памяти). Или два отличных холста Тропинина - "Автопортрет на фоне Кремля" (вариант из Саратова) и "Мальчик с мертвым щегленком", 1829 (из Иваново).

Портретная галерея в 19-м веке спонтанно продолжается именами разного "веса": Брюллов, "Портрет Мусина-Пушкина, 1838? (из Архангельска); Макаров (?), "Портрет вел.кн. Марии Александровны, сер. 19 в. (из Дагестанского музея); Суриков, отличный "Портрет княгини Щербатовой", 1910 (из Саратова); автопортрет Мясоедова; Крамской, "Потртет Ольги Рофтопуло", 1884 (Пермь); Репин, "Портрет мальчика", 1867 (Омск) и ставший практически неофициальной эмблемой выставки "Портрет Марии Тенишевой", 1895 (Смоленск); не слишком известная "Курсистка" Ярошенко, 1883 (из Калуги) - по улице идущая девушка в "шотландском" пледе на плечах и с книжкой подмышкой; поэтичный двойной портрет "Девушка и мальчик" Н.Ге - дочери и сына кн.Волконской,1882 (Пермь).

Но все-таки 19-й век интереснее реалистическими жанровыми сценками и пейзажами. И тут - обаятельные "Воробьи. Ребята на изгороди" Прянишникова, нач. 1880х (Иваново, где в постоянной экспозиции этот период представлен скудно), "Молебен во время засухи" Мясоедова, 1880 (Омск); "Слепцы" Ярошенко, 1879 (Самара) - ну совсем не Брейгель, конечно, сугубо реалистическая, с социально-критическим подтекстом зарисовка; незабвенный "Дворник, отдающий квартиру барыне" Перова, 1878 (Ярославль) и, наоборот, редкостный - чаще встретишь картинки небольшого размера, а тут крупное полотно - Корзухин, "Петрушка идет", 1880 (Саратов), с уличной сценой провинциального городка, приветствующего появление бродячего кукольника с "райком" на плечах; при том что неподалеку натыкаешься на Корзухина совсем уж неожиданного и не веришь глазам - парадный "Портрет Александра Третьего" (из Приморской картинной галереи)!

Неплохой Левитан - "Вечерние тени", 1891-94 (Таганрог) и "Дорога", 1898 (Иваново) и подавно не попавший на третьяковскую ретроспективу - но там такого добра и так хватает - "Этюд на Валааме" (а здесь он нужнее, потому что из Чечни и демонстрирует величие русского духа...) все равно не сравнятся с Саврасовым: картина не из числа хрестоматийных, а сюжет самый что ни на есть типичный, саврасовский - "Могила над Волгой", 1874 (Алтай, Барнаул): могилка на самом деле изображена не единственная, но второй крест, рядом, покосился и упал, цепляясь за такой же хлипкий и кривой березовый ствол; трава пожухла; солнце садится. Еще один на сходную тему пейзаж Саврасова - "Волга", где река осталась на заднем плане, а не переднем зияют лужи в разъезженной земле, того же 1874 года (из Калуги). Второй, помимо Саврасова, мой любимый художник этого периода, Перов, представлен, помимо хорошо известного "Дворника...", также достаточно хрестоматийным "Портретом А.Ф.Писемского" 1869 (Иваново).

Из академистов почему-то обширно представлен Константин Маковский - впрочем, он любим народом, и картина "Под венец", 1890, приехавшая из Серпухова, там считается жемчужиной собрания (отнюдь небедного в целом), висит у них на почетном месте в каминном зале; еще сильнее публика умиляется "Детям господина Балашова", 1880 (из Рыбинска); зато я почему-то совсем не помню "Боярышню за чаем", 1914, из Ульяновского музея, и вообще ульяновские коллекции (в мое время там была картинная галерея при Художественно-краеведческом музее и отдельно возникшая на основе музея "Ленин в изобразительном искусстве" галерея "Искусство 20го века", позже преобразованная в Музей современного искусства им. Пластова, с тех пор их, видимо "слили" ввиду "оптимизации"...) начисто выветрились из головы - а я предпочел бы что-нибудь другое с тех времен забыть.

В разделе модерна друг на против друга вывешены круглые плафоны Врубеля из разработок для дома Е.Дункер в Москве - не знаю, где в Москве этот дом находится и уцелел ли, полотна же приехали из Омска, 1894 года "Розы и лилии" и "Желтые розы". Тут же "Розы и фарфор" Головина, 1910 (Саратов), "Ваза с цветами" Судейкина (Краснодар) и одна из самых удивительных на этой выставке картин - "Сказка" Исаака Бродского, 1911: фантастический, сюрреалистический вид южного города с гигантскими павлинами на переднем плане - из Ханты-Мансийска, где я был полгода назад, очень подробно осмотрел постоянную экспозицию (великолепную на удивление) местного художественного музея и убей не помню этого полотна, а уж что-что, но такое грех не запомнить! Исключительный Коровин - его обычно много и он не всегда одинаково хорош... - "Натюрморт. Гурзуф. Розы и море", 1916 (Нижний Тагил).

Портреты этого же периода еще лучше, один к одному: Фешин, "Портрет Надежды Сапожниковой на фоне стены", 1916 (логично, Казань); Бакст, "Портрет графини Келлер, 1902 (из Зарайска, но этот образ и в Зарайске - "гвоздь собрания", и на выставке Бакста в ГМИИ в свое время не потерялся среди прочих, издалека свезенных шедевров) и "Портрет Д.Философова", 1897 (из Дагестана), перед которым старые интеллигентки пускаются в размышления, чьим больше другом был Философов, Мережковского или Гиппиус (заключают "наверное, ее..."); Репин, "Портрет Леонида Андреева. Летний отдых", 1905 - не столь экспрессивный, как только что я видел в Твери, но тоже заметный, писатель в красной рубахе, мимо не пройдешь; ну и куда же без Серова - портрет вел. кн. Ксении Александровны, 1893 (Псков). Сюда же приписан парадный портрет Николая Второго из Царского села кисти Липгарта. Хотя я не очень люблю Стеллецкого (а на аукционах русского искусства в Европе, слышно, с руками его отрывают...) - тут из Тулы доставили его "Портрет графа Михаила Олсуфьева, 1913, и он ничего себе.

В разделе модерна не одни лишь хрестоматийные имена, что приятно, особенно это касается пейзажного подраздела. Вообще не знаю Александра Борисова, но очень заинтересовал его "Закат", 1905 (причем основной вариант той же картины "В стране смерти", оказывается, хранится в петербургском музее Арктики и Антарктики, где я почему-то никогда не был, а его сейчас православные собираются выкинуть на улицу вместе со всем добром...) и его же "Лес зимой, 1913 (из Архангельска). Рядом с обычной, цветасто-платкастой "Рязанской пригородной девицей" Архипова, 1928 (соответственно, из Рязани) - Елена Киселева, "На балконе. Портрет Виктории Федясовой", 1910 (из Воронежа - правда, я его там видел и запомнил). Потрясающий пейзаж Исупова "Урал", 1912 (из Омска), не хуже и "Крестьянская девушка" Конст.Вещилова, 1909 (из Омска). Снова Рылов - и снова из Твери ("Цветистый луг", 1916), и снова Нестеров - "За Волгой", 1905 (из Астрахани), "Соперницы", 1932 (из Калуги - бабы в характерных платках на фоне декоративных церквей явно испытывают друг к дружке нехристианские чувства...) и вариант "Явления отроку Варфоломею", 1923 (из Абрамцево). Вряд ли я еще недавно акцентировал бы внимание на скромном пейзажике Серова "Осень, Домотканово", 1892, но после посещения усадьбы Домотканово под Тверью, однозначно, взял на его на заметку. Сказочно-мифологическая линия живописи модерна - Билибин, "Алеша Попович", 1900е (Ярославль), В.Васнецов, вариант "Витязя на распутье" (из Серпухова).

Уже под другим, "модерновым", а не "почвенным", углом возникает опять Кустодиев - "Портрет дочери. У окна", 1910 (Омск), в одном контексте с "осенним" Борисовым-Мусатовым, 1899 (Саратов), Грабарем, "Павильон в Кузьминках", 1904 (Саратов), Петровом-Водкиным, "Две девушки", 1915 (Саратов), Серебряковой, "Портрет Кати. На кухне", 1923-2 (Нижний Тагил) и "Автопортрет с дочерью, 1921 (Рыбинск), но у Серебряковой такого плана вещей много, они разбросаны по разным музеям и были на ретроспективе в Инженерном корпусе ГТГ несколько лет назад. Тогда как на выставку Петрова-Водкина в Петербурге я не попал, а здесь он предстает параллельно как "русский модернист" последней волны и как "советский авангардист" первой - далее "Автопортрет с женой и дочерью", 1936-37 (его я запомнил в Ханты-Мансийске) и "Командиры РККА", 1932 (из Волгограда).

Среди символистов, как ни странно, я для себя выделил не два крупных полотна Кузнецова, вполне для него обычных - "Балкон", 1918 (Астрахань) и "В степи", 1912 (Барнаул), но один маленький "Натюрморт" Петра Уткина, 1911 (Саратов) - художника, которого для себя открыл прошлой весной на выставке "Голубой розы" в Михайловском замке. Фальк, которого сейчас везде стало много, все же не надоедает - здесь его "Женский портрет", 1911 (из Пскова) и "Лиза на солнце", 1907 (из Казани). А на афишу выставки, будь моя воля, следовало бы поместить "Женщину, снимающую перчатку (В.И.Морозова)" Осмеркина, 1924 (Курск) - великолепная! Замечательный и "Олонецкий дед" из цикла "Расея" Б.Григорьева, 1918 (Псков). Сезаннисты "Бубнового валета" представительные набрались - Кончаловский, "Портрет Д.П.Кончаловского, 1909 (Владимиро-суздальский музей-заповедник), Машков, роскошные "Бегонии", 1911 (все из того же Серпухова), неожиданный вид "Новодевичий монастырь", 1912 (из Волгограда) и крупный "Портрет художника Адольфа Израилевича Мильмана",1916-17 (Волгоград) - самого художника Мильмана я не знаю, к стыду своему, потому что тут же рядом висит его "Натюрморт", 1911 (из Казани) и очень занятный! Но "Портрет Мильмана" Машкова забавен еще и тем, что на холсте у персонажа два тела, четыре руки, три лица и еще один затылок, развернутый в ту же, к зрителю, что и лица, сторону - вот такая "аналитика", характерная, впрочем, для художественных экспериментов того периода (у Лентулова есть похожий "Автопортрет с женой" 1911-12 гг., его показывали на выставке в Бахрушинском музее).

Лентулов, кстати, неподалеку - "Старый замок в Крыму. Алупка", 1916 (Саратов). Два прекрасных женских образа Ольги Розановой - "Портрет сестры Анны Владимировны", 1912 (из Екатеринбурга, и следовательно, увидеть можно только на выставках...) и "Дама в зеленом платье", 1912-13 (Астрахань). "Московская зима" Гончаровой, 1910-11, приехала из Ульяновска (ну вот убей не помню Гончарову там... хотя помню Лентулова... и Серебрякову, их даже приобретали уже на моей памяти), ее же "Натюрморт с пионами", 1910 - из Рязани (ну там я никогда не бывал...). Еще одна из "амазонок авангарда" - Софья Исааковна Дымшиц-Толстая и ее "Натюрморт с зеркалом", 1911 (из Омска) - декоративное и почти абстрактное панно.

В разделе советских 1920-50х годов нарочно, наверняка сознательно свалены в кучу авангардисты и соцреалисты - "народное единство"! Тут рядом или друг напротив друга - авангардный "Портрет текстильщицы (Ткачиха") Василия Купцова 1930-х (из Пскова), упомянутые уже "Командиры РККА" Петрова-Водкина, Ленин на броневике под официальным названием "Петроград в 1917 год" из серии "Октябрь" Лабаса (такого даже на "октябрьской" выставке Лабаса в ИРРИ не припоминаю!) и его же Лабаса, "Уральский завод", 1925 (Екб), "У мавзолея Ленина" Голополосова, траурный день (1926, но мавзолей еще первый, времянка), монтажники-высотники на "Стройке СССР" Ф.Богородского, 1931 (Волгоград); Самохвалов - "Метростроевка у бетоньерки", 1937 (Волгоград), "Советская физкультура", 1935 (эскиз для павильона выставки в Париже), "На теннисном корте. Девушка с ракеткой", 1935 (Курск); и Дейнека - "Стахановцы" (эти из Перми, но недавно более крупный вариант решения той же темы выставляли перед аукционом МакДугаллы) и "Пионер", 1934 (Курск), еще один "будущий летчик" в трусах мечтающий о самолетах в небе; а также более поздний, 1948 года, "Автопортрет" (тоже из Курска) - Дейнека уже не юн, но по моде сталинско-гитлеровско-муссолиниевской демонстрирует собственное атлетическое тело в шортах и халате нараспашку.

Здесь снова Кончаловский, но уже не "бубновалетский", а советский, "Портрет засл. арт. РСФСР Веры Дуловой", с верной арфой, конечно же, в обнимку, 1949-50 (Астрахань), и старательно раскаивающийся в прежних грехах символизма-формализма П.Кузнецов - портрет брата-виолончелиста, 1937-38 (из Саратова его уже привозили на выставку Кузнецова в Инженерный корпус ГТГ три года назад). Лактионов - "Письма с фронта", но не "третьяковские" 1947 года, а их авторское повторение 1956го, и картинка-то, положа руку на сердце, так себе - зато из Калининграда, и по-моему оттуда единственная вещь, а надо же показать, сколь необъятна "единая Россия", Чечней сыт не будешь. Соцреализм производственной тематики оттеняют правоверно советские, но какие-то при этом "голландские" натюрморты, "Рыбы Каспия" Василия Яковлева", 1930-е (Воронеж) или все тот же Машков с "Советскими хлебами", 1936 (из Волгограда - они же или очень похожие выставлялись на ретроспективе Машкова в фонде Баженовой). Целиком доставили триптих Юрия Пименова 1934-45 гг.: "Работницы Уралмаша за чаем" - правая часть, "В ложе театра" (они же, работницы, то есть) - левая, а центральная - "на заводе". К производству приписали и Куприна - хотя стилистически висящее рядом с Пименовым полотно "Работа ударников Краснопресненского металлургического завода. Чугунолитейный цех" 1929-30 (Ярославский музей) явно из другой эпохи, из той же, что висящий между гончаровыми и розановыми его "Натюрморт" (тоже из Ярославля). Про "Порт" Александра Исааковича Русакова, 1927 (Пермь) я бы подумал, что это Марке, но вспомнил, что влияние Марке в 1920-е-30-е испытывали многие, и на выставке Нисского (а он из их числа) в ИРРИ этот момент наглядно раскрыт.

Последний зал - вторая половина 20-го века, не то чтоб убог и уныл, но после всей роскоши позволяет покинуть выставку без сожаления. Здесь, впрочем, уже "оттепельный", более узнаваемый и характерный, чем "работницы Уралмаша", Юрий Пименов 1960-х - "У примерочной" (Нижний Новгород) и "Матери" (Волгоград), в последнем случае имеются в виду молодые мамаши с колясками, ну типа "улица будущего", ага. Интересная, лирико-философская "Тишина" Неменского, 1960 (Иркутск) - тоже на тему "мать и дитя", только воспринятую более интимно. А преобладает т.н. "суровый стиль": Оссовский, эскиз "Псковские кузнецы Петр и Кирилл", 1968; "Автопортрет музейный" Андронова - аж 1990-й, самая поздняя, то есть "свежая" на выставке "сокровищ" картина (из Саратова), "Братина с квасом" Вл.Стожарова, 1965 (Ярославль), замечательный, лучший из всех т.н. "суровых" В.Попков - "На работу" из серии "По Ангаре", 1961 (между прочим - опять же из Ульяновска... и опять не помню я этих парня с девушкой на мотоцикле вдоль реки...) и "Дорога" из серии "Ангара отступила", 1960 (Астрахань); "Зверобои" бр. Смолиных, 1961 (Казань) и "Рыбаки" П.Никонова, 1959 (Курск); Жилинский - "Групповой портрет студентов-скульпторов", 1964 (Саратов) и "Портрет В.А.Фаворского", 1961 (Волгоград), и как бы в итоге - "В кафе "Греко" Виктора Иванова: тоже групповой портрет, но уже многих из представленных художников - Оссовский, Коржев, Жилинский - в Риме, 1975 (Саратов). Против желания очень доходчиво вышло у "церковных общественников": от провинциальных портретов - к провинциальным портретам, минуя несколько десятилетий (2-я пол. 19го - 1-я пол. 20-го вв.) развития и подъема.





Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments