Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Гидон Кремер, Георгий Осокин и "Кремерата Балтика" в "Зарядье":Десятников, Шуберт-Кисин, Сильвестров

Ставить такую рафинированную, концептуальную программу на две вечера кряду - заведомый риск (если не выразиться определеннее...), но в итоге перенос концертов "Кремераты" из большого зала в малый, вынужденный и едва ли осчастлививший как организаторов гастролей, так и музыкантов, музыке пошел объективно на пользу: акустика в малом зале "Зарядья", у меня уже был случай в том убедиться на репетиции Минца и Холоденко -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3877696.html

- идеальная, что для камерного и изысканно-интеллектуального по репертуару оркестра важнее, чем хороший зрительный "обзор" (ну я кое-как усидел в первом ряду и еще свободной место рядом со мной осталось, а вообще наблюдать за музыкантами "по горлышко" все же не очень приятно...). И утонченно-ироничный Десятников или интимно-проникновенный Сильвестров, скорее всего, в пространстве большого зала "потерявшиеся" бы, прозвучали в исполнении Кремера и его ансамбля максимально близко к совершенству; случайной публики из числа гулявших по парку да заглянувших на огонек в зале совсем не наблюдалось (продажу билетов закрыли днями ранее); даже скрип заменяющего стационарную сцену шаткого временного подиума под ногами Кремера во втором отделении не сильно мешал.

Но предварял премьерную "шубертовскую" программу опус Петериса Васкса "Скорбная музыка" (Musica Dolorosa), которую музыканты, в основном уроженцы Прибалтики, посвятили 100-летию обретения независимости Латвией, Литвой и Эстонией, что особенно кстати в Москве, хотя, конечно, вряд ли способно изменить общую ситуацию. Да и факт посвящения в данном случае, пожалуй, значительнее, чем собственно произведение Васкса - достаточно, я бы сказал что излишне объемная, развернутая вещь, к тому же и не свежая, 1983 года, где первый раздел написан вовсе будто сразу вслед за "Адажио" Барбера (то есть будто еще в первый период независимости балтийских стран, до русско-нацистской оккупации - а может в том и суть, в том и замысел?.. хотя немножко знакомый с творчеством композитора, я бы усомнился в его продуманности...), дальше нарастает напряжение - и спадает "плаксивыми" глиссандо; в общем, по сравнению с включенными программу Десятниковым и Сильвестровым, или много исполняемым коллективом Кремера, но не в этот раз, Пяртом, в том числе и до-эмигрантского периода, сочинение Васкса в качестве эпиграфа к вечеру имело значение скорее историко-политическое, нежели художественное, к программе оно мало что содержательно добавило.

"Как старый шарманщик" Десятникова, своего рода "комментарий" к последней песне "Зимнего пути" Шуберта ("критический" - с пиететом, но и с иронией, как водится, постмодернистский, "игровой"), мне был известен заранее, я его слышал три года назад на фестивале "Творческая молодежь Московской консерватории", правда, в варианте для фортепианно-скрипичного дуэта (Айлен Притчин и Лукас Генюшас):

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3177512.html

Однако еще и благодаря эффекту, возникающему в малом зале "Зарядья", когда музыка словно у тебя внутри головы звучит и оттуда через уши наружу исходит, а не наоборот, не снаружи туда попадает (вот такие акустические условия созданы!), воспринял сейчас "Старого шарманщика" совершенно иначе, чем тогда, в меньшей степени через игровую структуру, не как повествовательную, драматически насыщенную пьесу, а больше как чистую лирику, только не созерцательную, а пробивающуюся сквозь зримый, чувственный мир в область нематериального: жесткие диссонансы и прозрачная гармония чередуются, а иногда и соединяются во времени (у оркестра и у солиста) без переходов, задается контраст, напряжение, иногда физически мучительное, бОльное - требующее и не находящее разрешения, по крайней мере не в этом, не в материальном мире.

Schubert meets Silvestrov - тоже не премьера для Москвы, прошлым годом в консерваторской серии программ к 80-летию Валентина Сильвестрова среди прочих была и такая, но хотя Сильвестров из ныне здравствующих композиторов, наверное, единственный, чье творчество в моей жизни присутствует постоянно, ее-то я как раз пропустил, и сегодня услышал впервые. Если Десятников внутри одного произведения конструирует конфликт эпох и стилей, чтобы на нем опять-таки "поиграть", в Schubert meets Silvestrov Шуберт и Сильвестров встречают сменяют друг друга не оспаривая, не обгоняя, в полном "согласии", а все же противопоставление на мировоззренческом уровне раннеромантического (менуэты и в финале переложение для оркестра песни "Сын муз") и современного мышлений, по-моему, обозначено острее, серьезнее и глубже, чем в "Старом шарманщике", оно фундаментально и не сводится к формальным приемам, именно приемы-то очень сходные, ну по крайней мере гармонический строй, мелодический "язык" двух композиторов, разделенных двумя веками, сближают, а не разделяют.

Все же при том что исполняя собственно Шуберта - в первом отделении Кремер с оркестром сыграл Фантазию До мажор для скрипки и фортепиано в переложении Виктора Кисина для скрипки и струнных, второе начал с 1-й части незавершенного 12-го струнного квартета, от "салонного романтизма" он ушел в какую-то для больших концертных залов (еще раз стоит порадоваться переносу выступления в малый) невозможную субъективно-идеалистическую метафизику, перемежающие Шуберта сильвестровские Элегия, Ноктюрн и т.д. в дуэтах Гидона Кремера и пианиста Георгия Осокина (очень интересного, но сольно в концерте он выступил только на бис перед общим бисом Кремера с оркестром), вроде бы абсолютно идиллическо-благостные, "просветленные", каждый раз напоминали о том, сколько всего за столетия после Шуберта произошло в мире, да что там столетия, взять хоть последние годы (у Сильвестрова, кстати, есть монументальное хоровое полотно "Майдан", 2014, но скорее русские выйдут на площадь, чем оно зазвучит с московских концертных площадок...), и каждый раз возвращение к пускай освобожденным, очищенным от лоска "салонности", но как ни крути изначально преисполненным благодушия шубертовским менуэтам усугубляло непреодолимый разлом.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments