Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

магазин ненужных вещей: "Закат" реж. Ласло Немеш

Одно кинематографическое чудо Ласло Немеш уже совершил - снял единственный в своем роде неспекулятивный фильм о евреях в нацистском лагере смерти "Сын Саула":

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3332893.html

Но в "Закате", по-моему, Немеш берет новую высоту, свободный от, как ни крути, идеологически, политически и, следовательно, пиаровски и маркетингово тоже, беспроигрышной темы Холокоста, обращаясь к прошлому чуть более отдаленному, но тоже, в масштабах человеческой истории, сравнительно недавнему. Правда, рубеж 19-20го веков сегодня - самая ходовая эпоха, благодарный материал, не зря же такое число весьма качественных телесериалов, европейских, британских, американских (ну о русскоязычных в связи с прошлогодним 100-летием Великого Октября я уже не говорю) посвящены сегодня тому периоду. Но меньше всего Немеш гонится за модой, иначе, с его невероятным мастерством, режиссеру ничего не стоило бы развернуть авантюрно-мелодраматический, чуть ли не духе бульварных романов, сюжет так, что зрители поумирали бы. Однако никто не спешит "умирать", и на сеансе в кинозале было три человека, все, что характерно, поодиночке (я четвертый), то есть ситуация для прокатчиков аховая, но обстановка идеальная: кто пришел - не просто заглянул по дороге, не привел подружку или случайно с компанией попал, а специально, целенаправленно хотел посмотреть именно эту, никакую другую картину.

Немеш и его соавторы (всего сценаристов трое) опосредованно используют мотивы из книг важнейших фигур австрийского литературного модернизма - Майринка (уж без его "Вальпургиевой ночи", похоже, не обошлось... пусть там и пражская, а не будапештская городская мифология эксплуатируется), Музиля, Шницлера, ну и, конечно, Кафки - однако сюжет выстраивают, насколько я понимаю, оригинальный, не стилизованный. Главная героиня - Ирис Лейтер (Юли Якаб) - дочь владельцев модного магазина в Будапеште. Когда ей было два года, родители погибли при пожаре, разоренное дело попало в руки господина Брила, который бизнес поднял, сохранил фамильный "бренд", а наследницу сплавил в приют, откуда ее пристроили подальше с глаз некоему благодетелю из Триеста (ныне итальянский Триест тоже принадлежал до 1918го Габсбургам, важно помнить, что это все одна империя). В годовщину 30-летия магазина "Лейтер" взрослая Ирис возвращается в Будапешт и безуспешно пытается устроиться к Брилу по объявлению модисткой, согласная трудиться бесплатно. На работу ее не берут, зато в доме, который раньше принадлежал ее семье, от полубезумного конюха она узнает о существовании никогда не ведомого ей брата: Кальман Лейтер оказывается жестоким убийцей, порезавшим на куски одного аристократа, чья вдова помешалась, и главарем целой шайки. Пытаясь разобраться в семейном прошлом, она с большим риском обнаруживает убежище бандитов, едва избегает изнасилования, но продолжает изыскания. Тем временем в Будапешт с визитом прибывает с супругой принц Австро-Венгерской монархии, а отмечающий юбилей магазин Брила готовит ежегодное торжество, на котором одна из девушек-модисток будет "избрана" и должна отправиться в Вену. Вот только предыдущую "избранницу" Ирис обнаруживает в жалкой халупе изуродованной.

Первая половина фильма держит напряжение, несмотря на достаточно медленный ритм, который к середине взрывается и дальше невероятные события громоздятся одно на другое: налет банды Кальмана на аристократический праздник, случайное убийство брата сестрой (Ирис, стараясь уплыть от преследующего ее Кальмана на Лодке, стукнула того веслом по голове, брат потерял сознание и захлебнулся), "комната императрицы Сиси", замурованная в магазине много лет и вновь открытая, наконец, затея Ирис под видом "избранной" разведать, что же творят приближенные принца с девушками, и постоянные слухи о новых планах Кальмана, несмотря на то, что Кальман мертв, но об этом никто не знает, и в какой-то момент Ирис становится его двойником, его новым воплощением... Не припомню, было ли что-то подобное в мировом кино после Фрица Ланга и Стэнли Кубрика, отчасти замысел Немеша схож с "Змеиным яйцом" Бергмана, но Бергман считал "Змеиное яйцо" неудачей, а "Закат" - удача очевидная, как ни воспринимай фильм: на эмоциональном уровне, сочувствуя героине-сироте, погрузившейся против ожидания в омут семейных, деловых, политических и, возможно, сексуальных тайн; или на уровне метафорическом, концептуальном - как "пророчество о 20-м веке".

Но проблема в том, что задним числом "пророчествовать" может всякий дурак, и потому последний кадр - окоп Первой мировой, Ирис в военной форме, ее прямой взгляд на камеру - абсолютно лишний (то же ощущение, кстати, возникло у меня и под конец "Сына Саула"). Зачем он появился - настояли продюсеры или режиссер решил малость "подпортить" совершенство для придания картине большей живости, а может сделал скидку аудитории, чтоб "явственней все стало" - остается гадать, но легче просто взять и отрезать этот никчемный эпилог, хотя бы в собственном воображении, операция простая и производится чисто механически. А без эпилога остается не менее безысходная, чем в "Сыне Саула" - даром что никаких совсем уж страшных ужастей в "Закате" нет, по крайней мере непосредственно на экране, и даже неизвестно доподлинно, что делают с "избранными" девушками порочные аристократы - дилемма: принять как есть внешне благообразный, прикрытый шляпками и веерами, но изнутри гнилой порядок, который держится на лжи, воровстве и насилии - или разрушить его с непредсказуемыми (а опять-таки задним числом вполне "предсказуемыми", общеизвестными) последствиями.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments