Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Корневильские колокола" Р.Планкетта, "Санкт-Петербургъ опера", реж. Юрий Александров

В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг... В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвел от глаз бинокль, нагнулся и.. апчхи!!!

Много на Москве всякой профанации, лажи и откровенного жульничества, но фестиваль "Видеть музыку" все-таки явление уникальное: третий год откуда только не свозят в столицу спектакли периферийных музыкальных театров, которые сами же и выбирают, что привозить, то есть ни художественной, ни хотя бы маркетинговой предварительной экспертизы не проводится, да и зачем, если залы не пойми на что все равно заполняются кем ни попадя. Названий в афише совершенно несуразное количество, каждый раз по несколько десятков, площадки самые что ни на есть центровые. Я еще в позапрошлом году обратил внимание, что рекрутированная по собесам целевая аудитория фестиваля зачастую не понимает даже, что смотрит привозную постановку, а не репертуарный спектакль театра, на сцене которого выступают гастролеры! Тогда же у меня случился разговор с одним человеком, регулярно про оперу пишущим:

- Правильное придумали название, "Видеть музыку", слушать-то нечего.
- Так ведь и смотреть нечего!
- Ну кое-что все-таки видно...
- Ну кое-что все-таки слышно!

С тех пор я не ходил, а в этом году меня отдельные названия в афише "Видеть музыку" привлекли, решил написать в пресс-службу, к моему удивлению очень мне быстро и любезно ответили, но обрадовался я рано - накануне спектакля получаю письмо: ой, у нас аншлаг, продано все, аккредитация отменяется! Цену аншлагам на "Видеть музыку" я уже по позапрошлогоднему опыту знал - вот и теперь пенсионерки перед входом безуспешно стараются "толкнуть" за полцены ненужные билеты. Стоило бы разузнать, кто и по каким каналам эти билеты, номинально отнюдь не копеечные, им "распределяет"... - но я поленился. Сам твердо решил больше с просьбами не обращаться, тем более что и по поводу уровня постановок фестиваля я иллюзий с первого сезона не питаю, руководит проектом Г.Исаакян, чем уже все сказано: стандарты вкуса и профессионализма участвующих в смотре произведений соответствующие. "Корневильские колокола" Робера Планкетта, однако, послушать хотелось - для своего времени вещь известная, вот и герои Чехова через нее пострадали... а сегодня не особенно театрами востребованная. Именно послушать, а не "видеть" - ну да так и оказалось: музыкальное качество, с учетом обстоятельств - приемлемое, смотреть же - совершенно не на что, без слез и не взглянешь.

Я впервые попал на опереточный спектакль еще до распада СССР, и выглядел он практически так же, как нынешние, относительно свежие (премьера декабря 2016го) петербургские "Колокола", просто удивительно, словно и не прошло нескольких десятилетий, ничего за это время не происходило в мире музыкального театра, не менялись представления о зрелищности, о комедийности, не развивались, наконец, технологии... На удивление аккуратненький оркестр под управлением дирижера Александра Гойхмана - может, еще и за счет того, что в Москве спектакль показывали в "Геликоне" в основном зале, а "родное" пространство "Санкт-Петербургъ оперы" очень камерное, мне там довелось много лет назад однажды побывать на спектакле по Шостаковичу, где в "Антиформалистическом райке" певец, воплощающий бюст Ленина (!) плясал лезгинку (кстати, а мне же не послышалось и Шостакович для "Райка" использует мелодию из "Корневильских колоколов" на текст "смотри туда, смотри сюда, и выкорчевывай врага"?).

Вообще театр "Санкт-Петербургъ опера" - идеальный, эталонный для "Видеть музыку" участник: его руководитель Юрий Александров отличается весьма своеобразными представлениями о прекрасном. Юрий Исаакович, надо признать, не чужд порой здравых мыслей - к примеру, "Князя Игоря" он понимает как историю расплаты за агрессивные, захватнические амбиции русских; а "Пиковую даму" строит как путешествие во времени через российскую историю 20-го века от видимой идиллии кануна Первой мировой через революцию с цареубийством, помпезный и фальшивый сталинизм с последующей катастрофой блокады к "лихим" 90-м. Замыслы любопытные, теоретически перспективные - но патологическое отсутствие чувства меры при их реализации ведет к неприкрытому, непереносимому трэшу (ленинская лезгинка в "Антиформалистическом райке" - далеко не вершина александровской режиссуры в этом смысле). Так что я и в "Корневильских колоколах" готов был столкнуться с чем-нибудь из серии "вырви глаз" - а "увидел музыку" советской оперетты на излете жанра, с уродливыми до похабства, безграмотными, коряво зарифмованными разговорными диалогами (в авторстве которых невольно подозреваешь все того же Ю.Александрова, но в выходных данных таковой значится помреж Наталья Черникова), соединенными со старомодными текстами мелодически нехитрых, по большей части безликих куплетцев ("плыви, мой челн, по воле волн"!!!)

Апофеоз режиссерского остроумия - момент, когда персонаж-рыбак (тот, что "по воле волн") вручает зрительнице из первого ряда - спуститься партер и прогуляться вдоль оркестровой ямы доводится практически каждому из основных героев оперетты - лично в руки вяленую воблу (досталось соседке бабки Инки, в первом-то ряду, как водится, сидели "наши"), ничем более "оригинальным" постановочное решение не запоминается. Сам по себе сюжет - тривиально опереточный, перекликающийся отчасти с "Цыганским бароном" И.Штрауса: владелец нормандского замка был изгнан, под видом "призрака" в нем хозяйничает местный богатый фермер, появляется законный наследник, влюбляется в племянницу узурпатора, самозванцы посрамлены и каются, влюбленные женятся, звонят колокола, как и обещало "пророчество". На голубом глазу, в париках и шляпках с перьями, сегодня такое представлять - что надо думать и какую тут можно "увидеть музыку"?! От подобного не то что чихнешь вслед за несчастным чеховским Червяковым, а следи как бы похуже организм не среагировал.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments