Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

ля-ля-фа: "Дети солнца" М.Горького, театр "Красный факел", Новосибирск, реж. Тимофей Кулябин

Зачем вы целуете бумагу? Это же фетишизм!

В год юбилея Горького спектаклей по его произведениям, включая прозу, можно увидеть несколько больше обычного, но вообще-то он и без нуликов востребован. Для меня нынешние, кулябинские "Дети солнца" - третьи за десять лет. Правда, премьера ныне уже несуществующего спектакля Адольфа Шапиро в Малом театре тоже пришлась на круглую, 140-летие, дату. А семь лет назад в Москву привозили постановку Иво ван Хове, и если Адольф Шапиро выводил героев Горького из конкретики историко-бытовой в плоскость аллегорическую, воспринимая "Детей солнца" чуть ли не как символистскую драму -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/1236717.html

- то голландец ван Хове, наоборот, пытался поместить их в реалистическую среду позднесоветского, предперестроечного быта, естественно, ничего о том не зная и попадая впросак; я тогда, скованный некими обязательствами, пытался над увиденным скромно иронизировать, а сейчас, задним числом, могу прямо сказать, что это была тупая безвкусная хуйня:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2119653.html

У Тимофея Кулябина и по жизни, и в данном конкретном спектакле получше с интеллектом, со вкусом, "Дети солнца" как минимум адекватны тем задачам, которые ставит режиссер вслед за драматургом, а драматургом здесь справедливо называют не Максима Горького, но Ольгу Федянину, поскольку от Горького тут осталось шесть персонажей (в поисках автора, хе-хе...) и клубок сюжетных линий, связанных с семейно-любовными их взаимоотношениями; полностью убран исторический контекст и "тема народа", вернее, конфликт "интеллигенции и народа"; однако политический мотив по сравнению с первоисточником парадоксально даже усилился, и в сущности, именно этот момент, хоть и присутствует он в спектакле вроде бы ненавязчиво, в глаза им никто не тычет, практически целиком определяет концепцию, я бы сказал, идеологию постановки - именно вынесенное в центр композиции подлинное событие из политической истории, только не начала, а самого что ни на есть конца 20-го века, да пожалуй и не только века.

Внутренняя хронология спектакля (легче представить сценические события как своего рода "реконструкцию" уже случившегося, а не наблюдение за происходящим на глазах процессом) обозначается с максимальной, до абсурда доходящей точностью, буквально по секундам. Не думай о секундах свысока, но принципиально важнее здесь, впрочем, не часы и минуты, а даты: 30.12.1999-2.01.2000. Герои - погруженный в создание программ компьютерщик, модный фотограф, все та же, стало быть, интеллигенция, вписанная в изменившиеся условия, и неплохо вписанная, хотя представление, будто айтишники и сисадмины не отлипают от своих мониторов и, знай себе поглощая одну за одной банку "энергетика", не замечают ни политических изменений, ни страданий ближних, чересчур опираются на стереотип (компьютерщики и на горных лыжах катаются, и по оперным фестивалям ездят...), равно как и штамп, будто фотографы падки на девушек. Актерский ансамбль ровный, привычно выделяется в нем Ирина Кривонос, играющая Лизу, но еще и потому, что, как уже не раз приходилось отмечать, физически увечная женщина для Горького часто выступает в функции резонера, которая Ольгой Федяниной отчасти, но не вполне "прибрана". Подобно тому, как разъята, фрагментирована горьковская драматургия, чье линейное течение поделено на короткие самостоятельные эпизоды, отбитые затемнениями и трансформацией декораций, и сценография Олега Головко делит пространство на отсеки, помещает их на платформы, выдвигающиеся к авансцене по мере необходимости: эффектно, символично и практично.

Ну скучновато смотреть, да - а никто и не обещал веселья, весело, когда в "Иванове" Евгений Миронов под "О боже, какой мужчина" прыгает, и публика ему в такт аплодирует. А "Дети солнца" - серьезный спектакль, он напоминает, как интеллигенция просрала страну: они толкуют о красоте на фоне праздничного телешоу Первого канала (почему Первый, а не НТВ тогдашнее - все ж-таки интеллигенты же, какие-никакие? - ну, положим, это мелочи...), что-то про "детей солнца" задвигают, тем временем в телевизоре разыгрывается перформанс "Я устал, я ухожу", Ельцин подводит итоги веку, и Путин такой молодой готовится заступить ему на смену, а люди заняты своими мелкими разборками и за повседневной кухонно-коридорной возней не замечают, как у них земля из-под ног уходит, и вскоре уйдет буквально, все на них же обрушится - ну хорошо еще что не за фестивалями, толкотней у кормушки и отслеживанием фейсбучных лайков не заметили; а не заметили - получите, заканчивается спектакль кадрами взорванных домов, и если сразу после случившегося еще можно было сомневаться, то сегодня "авторство" взрывов очевидно вполне. Правда, остается непонятным, что могли бы изменить подобные героям "Детей солнца" граждане, досмотри они Ельцина до Путина: эта страна никогда им не принадлежала, ни в 1905-м, ни в 1999-м, так что посочувствовать им можно, а упрекнуть их, по большому счету, не в чем. Спектакль же и сочувствия не предполагает - "Дети солнца", в отличие от эмоциональных, на разрыв, "Трех сестер", подчеркнуто "стерильны", умозрительны. Они отлично сделаны как инсталляция, как перформанс, но не зная заранее сюжета, разбираться в мелодраматических перипетиях не увлекательно, наверное и затруднительно; а в моменты, когда актеры от пластмассовой постдраматической манеры отходят и врубают "живинку" (например, в сценке с раздачей подарков) - фальшь так и прет, либо это заложенная в идеологию постановки фальшь, от века присущая, по мнению режиссера, человеческим связям, отношениям, с этим я бы тогда согласился.

Смотрел спектакль в гуще студентов (люблю молодежь!) и, поскольку происходящее на сцене в процессе не особенно захватывало, обращал внимание на реакцию тех, для кого Путин был всегда, а прощальная речь Ельцина - байки из склепа. И вот тут много любопытного, даже в чем-то более важного, чем стройная, но умозрительная конструкция спектакля, наблюдал. Девушка с блокнотиком, старательно записывавшая поначалу (быстро уставшая...) возникающие у нее по ходу соображения - еще малость позаписывает и будет как Должанский! - реагировала на кадры с несчастным полуживым Ельциным смешками, будто это пародия, ну типа программа "Куклы" (хотя она, поди, и не слыхала про такую программу), а не подлинная телехроника; зато когда включился звук на выступлении Анжелики Варум с песней "Ля-ля-фа", девушка оживилась, забыла про блокнотик и... принялась подпевать! Поразительно, не правда ли: они уже не помнят Ельцина - но знают наизусть старые хиты Варум... Тем более не помнят и не знают, что Ельцин объявил о своей отставке не в полночь все-таки, а средь бела дня - тот перформанс готовили драматурги и режиссеры не чета теперешним, однако над вращением планет пока еще, славабогу, не властные; иначе странно вышло бы, что Дальний Восток с Новым годом поздравляет один президент, а Москву уже другой - хотя авторы спектакля вроде бы должны помнить.

То есть "дети солнца" некоторым образом в курсе отставки, преемника и всего остального задолго до боя курантов, по меньше мере с утра, и не то чтоб они не замечают или не интересуются, а просто не придают значения, во-первых, мало ли что там, "наверху", творится; а во-вторых, они ж не могут предвидеть будущее - даже те крутые режиссеры и драматурги, которые этот фарс тогда сочиняли, не могли предвидеть (Березовский летом 2001-м давал интервью: "Володя уйдет до конца года..."). Потому "фишка" с новогодним обращением - в лучшем случае неловко притянутая за уши театральная условность, в худшем грубая подмена, так или иначе на откровение не тянет. Но девушка с блокнотом, подпевающая ля-ля-фа, по крайней мерее честнее тех просвещенных зрителей, кто день за днем принуждает себя к виртуальным восторгам и выдрачивает смыслы из горелого полена, отрабатывая приглашение на спектакль (симптоматично, что именно и только те, кто вынужден...), а в результате читаешь эти грошовые комплиментарные отзывы и уже из одного лишь чувства противоречия невольно, захлебываясь потоком интеллигентской пошлости, Шапиро с ван Хове поминаешь добрым тихим словом.

Хотя в целом "Дети солнца", как и другие новосибирские спектакли Кулябина - "Онегин" -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2803361.html

- умопомрачительные "Три сестры" (три раза смотрел и снова не отказался бы) -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3570490.html

- недооцененный в Москве, к сожалению, а по-моему очень здорово придуманный "Процесс" по Кафке -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3446775.html

намного интереснее того, что Кулябин делает на столичных площадках, будь то компромиссный "Дон Паскуале" в Большом -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3334559.html

- или откровенно халтурный "Иванов" в Театре наций -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3491320.html

- при том что "Дети солнца" очевидно перекликаются с "Ивановым" содержательно, стилистически и вовсе выдержаны в одном формате, но в "Детях солнца" все доведено до ума, последовательно решено в единой эстетике, и адаптированный текст не грешит, подобно транспонированному "Иванову", смехотворными нелепостями, тут концы с концами сходятся.

Проблема спектакля, как мне кажется, не в том, что он чем-то нехорош, но в принципиальном подходе, когда положенный в основу работы метод не вытекает из материала, хотя бы и адаптированного, но обслуживает исключительно сам себя. Одного из персонажей "Детей солнца", правда, зовут Борис Николаевич - совпадение забавное, но малозначительное. Так что в остальном ничего не стоит вообразить "Детей солнца", сыгранных на языке жестов, глядишь еще и лучше вышло бы, чтоб нездоровая Лиза "декламировала" свои убогие вирши руками, а выводились они субтитрами, не говоря уже о том, как забавно должны смотреться на языке глухонемых реплики "Вы сейчас опять договоритесь до припадка!" - жаль, что подобные приемы, как анекдоты, годны к употреблению один раз и при повторе неизбежно ведут к конфузу. С другой стороны - а каковы были бы "Три сестры", помещенные в дни и ночи между 1999-м и 2000-м: пожар под отречение Ельцина (между прочим, кроме шуток, в ночь вторых, следующих выборов Путина горел "Манеж"!), уходят наши, один ушел совсем, навсегда, мы остаемся, чтобы начать нашу жизнь снова, взрыв дома Прозоровых и ля-ля-фа, эти ноты, ля-ля-фа, одиноки, нам уже ничего не успеть, и уже неважно, чья вина. Неудивительно поэтому, что в представленном варианте самоубийство Бориса Николаевича 1 января 2000 года слабо убеждает.

Следует, впрочем, иметь в виду, что Горький - автор неблагодарный и неподатливый, удачных постановок по его текстам почти нет, хотя попыток, еще и в связи с юбилеем дополнительно, предпринимается немало на разном уровне мастерства и вкуса, вплоть до того, что вот у Глеба Черепанова горьковский Данко отождествляется с Прометеем и всех их в одном лице распинают как Христа, это уж совсем край, а Кулябин еще ничего... В качестве противоположного примера могу снова привести "Чудаков" Юрия Иоффе на малой сцене театра им. Маяковского - который год незаметно идет спектакль, удачнее и актуальнее которого с Горьким в основе я не знаю:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3808675.html
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments