Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Бетховен, РНО в БЗК, дир. Михаил Плетнев

Плетнев не слывет шутником, скорее наоборот, считается человеком мрачным, но все-таки надо обладать своеобразным чувством юмора, чтоб составить монографическую программу, в которой две хрестоматийных, преисполненных трагического пафоса тираноборческих, по меркам своего и нашего времени чуть ли не "экстремистских" (призывы к свержению существующего строя, пропаганда сепаратизма, разжигание вражды, оскорбление чувств - полный комплект статей!) вещи обрамляют раритетную верноподданническую заказуху того же автора.

Пришел в консерваторию с дневного спектакля рано и застал почти целиком репетицию, второе отделение так просто от начала до конца послушал - "Эгмонт" с Аллой Демидовой... - в пустом зале, красота, после чего сидеть бок о бок с публикой уже невозможно. Увертюра к "Эгмонту" мало того что заиграна до сблева, так еще и на уроках музыки, причем не в специальной, а до того в общеобразовательной школе, все мозги вынесли "темой угнетенного народа", и тридцать лет спустя захочешь не забудешь... Зато все остальные фрагменты, включая вокальные (!) - абсолютная диковина. Но, правда, потому и раритет, что ерунда. Еще и с Демидовой, которая свой дежурный декламаторский пафос одинаково пускает в ход применительно и к Ахматовой, и к Гете... Конечно, если вспомнить, как Лановой с РНО читал "Пер Гюнта" на первом фестивале оркестра в Большом, то Демидова уже не отталкивает; не знаю, как она отработала концерт, но на репетиции вступала невпопад, смущалась своим оговоркам и послушно исправлялась, следуя мягким указаниям МВ. В любом случае ее "конферанс" показался мне необязательным - хорошо, с одной стороны, что минимальным, с другой, если сводить литературный текст к нескольким обрывкам, запросто можно было обойтись без него вовсе. Оркестровые фрагменты, правда, тоже ничего к увертюре не добавили.

В начале же программы, а я остался на первое отделение, оркестр играл увертюру "Кориолан" - почему-то я всегда думал, что к Шекспиру, оказалось, к безвестному австрийскому литератору, забытому настолько прочно, что даже извинительно его не знать. А затем - главный экспонат: одна из двух "императорских" кантат Бетховена - "...в честь восшествия на престол Леопольда Второго". МВ предложил соединить в сознании Бетховена-"революционера", которого на портретах в школьных классах СССР неизменно изображали по-бунтарски косматым (не в пример патриархальному Гайдну или вечнозеленому Моцарту в строгих париках с буклями), уничтожившего посвящение Наполеону к 3-й, героической симфонии, после того как Бонапарт себя короновал, автора все тех же "Эгмонта" с "Кориоланом" - и юного, 20-летнего боннского халтурщика Бетховена, втихаря одобряющего начавшуюся во Франции революцию, а на заказ сочиняющего какую-то шнягу в честь опять-таки императорской коронации, ну, правда, не самозванца-узурпатора, как в недалеком будущем Бонапарт, но законного наследника престола Священной Римской империи, а в сущности, для "революционэра" это вроде бы еще хуже, и ничего, задание выполнил, либретто (насколько я понимаю, поэтическое авторство под вопросом и текст точно не Бетховену принадлежит, уже современники посмеивались над чрезмерной даже по тогдашним стандартам вычурностью слога), что называется, жжот - чего стоят названия частей: «Он дремлет, дайте великому Князю спокойно отдыхать!», «Струитесь, слезы блаженства, струитесь», «Вы в изумлении, народы Земли!», «Как трепещет мое сердце от блаженства!» (3-4 - речитативы, сперва бас, потом тенор), «Вы, кто назвал Иосифа своим отцом» и «Да здравствует! На колени, миллионы!» - на коленях, значит, можно не обниматься, а слияние в одной радости подразумевается по умолчанию... После такого оде Шиллера уже не поверишь. А я и так-то считал и считаю Девятую симфонию Бетховена апофеозом пошлости и лжи.

Другое дело, что Девятая симфония при этом не перестает быть шедевром, тогда как насколько качественно реализовал Бетховен верноподданнические чувства за гонорар собственно в музыке кантаты - большой вопрос. И тут важнее, что, во-первых, партитура у Бетховена вышла посредственная - специалисты утверждают, что слабее даже первой кантаты, на смерть императора Иосифа, "преемником" которого оказался Леопольд; а во-вторых, гораздо лучше певшая, не экономившая силы на репетиции Пелагея Куренная - я ее услышал и в первых, с вокальной партией, фрагментах "Эгмонта" (после увертюры сразу), и в финальных частях кантаты, терцете с хором, все было нормально - на концерте чтой-то ослабела (может именно потому, что на репетиции выложилась...), верхние ноты выдавала совсем нечисто, с трудом, натугой, а партия сопрано в кантате самая объемная, у тенора и баса (Илья Селиванов и Павел Швец, как и Куренная - постоянные участники проектов РНО) по короткому речитативу только, плюс все тот же терцет - и при несовершенном пении основной солистки исполнение теряет смысл... В общем, Леопольд-то давно вслед за Иосифом и своими наследниками-императорами отошел в мир иной, а мне с концерта пришлось убегать.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments