Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Полина Шамаева в РЗК: Чайковский, Рахманинов, Аренский, Рубинштейн и др.

За последний год мне довелось слышать Шамаеву с оркестром, хором и другими солистами в "Рождественской оратории" Баха -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3728987.html

- и в театральной постановке "Риголетто" Верди, репертуарном спектакле "Новой оперы" -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3842106.html

- но впервые пришел на ее камерный сольный концерт (партия фортепиано - Мария Оселкова). Программа - пополам самых хрестоматийных шлягеров и абсолютных раритетов, причем главный эксклюзив, как ни странно, выпадает на русскоязычный репертуар. Рубинштейн и Аренский - не перворазрядные, очевидно, композиторы, но музыка их, особенно Аренского (я довольно часто слушаю его инструментальные сочинения) по-своему любопытна, и главное, не затаскана, не запета, в чем ее особая прелесть и состоит. Под конец первого отделения Шамаева исполнила его развернутый монолог Заремы из музыки к "Бахчисарайскому фонтану", фактически мини-моноопера, полная драматизма, страсти, противоречивых и сильных, на разрыв, эмоций, и конечно, я раньше ее не слышал, пускай сама по себе песня, ария, как ее ни назови, малоинтересна, у Шамаевой она прозвучала ярко и нужное впечатление произвела. То же и с двумя романсами Рубинштейна, в том числе "Зулейку" из цикла "Персидские песни" - явственное доминирование "восточных", "южных", короче говоря, экзотических красок, в ту же тему и "Не пой, красавица, при мне" в рахманиновском блоке, и "Песня цыганки" Чайковского (а во втором отделении - де Фалья, "Испанский час", Хабанера и сарсуэла!). Что касается Чайковского и в еще большей степени Рахманинова - как и у другой моей любимой меццо- Ксени Дудниковой, голос Полины Шамаевой в малом пространстве не "умещается", рвется на большую театральную сцену, а далее - на стадион, парковый опен-эйр и т.д.

В связи с этим возникает проблема. Вечер, насколько я понимаю, устраивала сама певица либо люди, непосредственно с ней взаимодействующие, и сравнительно небольшой, без балкона, РЗК вместе с огромным количеством приглашенных они набрали, однако во многом за счет того, что Шамаева позиционируется в первую очередь как "победительница телепроекта "Большая опера", что меня коробит: во-первых, обидно, что немалых профессиональных успехов уже добившаяся вокалистка вынуждена делать маркетинговую ставку на медийность, а во-вторых, на шоу столь сомнительное, как проекты канала "Культура", где "просвещение" понимается как профанация и, в частности, представления об опере низводятся до обывательского набора полутора десятков шлягерных мелодий. В таком случае лучше уж сразу через "Дом-2" карьеру делать - по крайней мере честнее, да пожалуй что и эффективнее! Почти заполненный зал и море цветов, наверное, приятны молодой женщине - но серьезного музыканта такого сорта публика, как целевая аудитория "Большой оперы" и в целом "Культуры", радовать не может, по крайней мере, не должна.

А другой публики у Полины Шамаевой здесь не будет, ей неоткуда взяться, это тоже надо отчетливо понимать. Перспектива для прекрасной певицы и великолепной артистки туманная. Хочется - вопреки даже собственному желанию слышать ее как можно чаще - напророчить Шамаевой (и чтоб не сглазить) скорейшего взлета международной карьеры. Сегодня она солистка Будапештской оперы - не бог весть что, да лиха беда начало. Вот Ксению Дудникову в Москве уже и не услышишь почти... зато востребована в мире. А на пространстве русскоязычной "Культуры", в кавычках и без (да можно ли обойтись без кавычек?) перед дней две дороги: либо до старости честно и скромно трудиться, в лучшем случае сплотив вокруг себя ограниченный круг почитателей (что, похоже, Шамаеву не устраивает, и хорошо, что у нее есть здоровые амбиции), либо (но это, в сущности, намного хуже) пойти вразнос, участвовать далее во всевозможных гала-, мега- и прочих высокодуховных маскерадах, петь в хоре футболистов, плясать вокруг елки с Башметом, молиться со Спиваковым на митрополита Иллариона - не дай Бог, короче. Тембр у Шамаевой в сравнении с той же Дудниковой чуть мягче, нежнее, в нем почти нет или очень мало заложено потенциально драматического надлома, но все равно романсы даже Рахманинова с его, казалось бы, чистой лирикой (Чайковский все же харАктернее) она подает на оперный лад, и готова не просто петь, а воплощать сценические образы, артистично и, может быть, без предубеждения к актуальной режиссуре (а не только в усредненно-безликих спектаклях, подобных новооперному "Риголетто"). А за этим надо ехать отсюда, и не в Будапешт, подальше.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments