Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Роман Минц, Вадим Холоденко и Елизавета Миллер в "Зарядье": Пуленк, Мийо, Мессиан, Франк

К хорошему привыкаешь быстро: меньше месяца назад шли в концертный зал "Зарядье" с опаской насчет акустики, планировки и т.п. - теперь уже как к себе домой ходим! А сегодня мне довелось провести в "Зарядье" практически целый день.

Сначала в малом зале на репетиции у Романа Минца и К их "французской программы". И исполнители, и репертуар - я таких не пропускаю, а тут приходится, не попадаю, видимо, на концерт, и вот воспользовался любезностью музыкантов поприсутствовать на "генералке". С камерными составами у меня первый подобный опыт, но репетиции оркестров и музыкальных спектаклей я в последнее время предпочитаю официальным выступлениям на публику - без публики лучше всем, а особенно музыке, которая звучит не для кого-то, но сама для себя.

Наиболее яркое впечатление у меня лично от сонаты Пуленка - я ее неплохо знаю, слушаю записи, живьем тоже иногда случается, но Роман и Вадим прошли ее от начала до конца на таком подъеме (потом только коду немножко "помучили"), что я готов был (бы) побросать барские шубы и пуститься в пляс, как слуги на премьере "Камаринской" Глинки из описанного в советской музыкальной литературе анекдота.

Совершенно противоположные, но не менее сильные ощущения - от сонаты Мийо для скрипки и клавесина, ее играли Роман Минц с Елизаветой Миллер: вроде Мийо и Пуленк по духу родственные композиторы, и я впервые услышал обоих, кстати, в один вечер двадцать семь лет назад (раньше, чем узнал о существовании, к примеру, Скрябина и Танеева), но эту вещь Мийо открыл для себя впервые, благо два раза кряду ее проиграли - изысканная безделушка, немножко "сувенирная", декоративная - в отличие от сонаты Пуленка, энергичной, ритмичной, классически ясной, по мелодике до эстрадного простой.

В меньшей степени мне близок Мессиан, но его философичную, мрачноватую, даже траурную Тему с вариациями для скрипки и фортепиано в исполнении Минца и Холоденко мне тоже было послушать любопытно. Хрестоматийный шлягер, без которого, наверное, нельзя обойтись - соната Франка, хотя у этих музыкантов и Франк оказывается ближе к композиторам "Шестерки", частично освобождаясь от присущей ему позднеромантической приторности. На бис подготовлено переложение для дуэта финала квартета Мессиана "На конец времени", который сейчас вдруг стал очень модным, и месяца еще не прошло, как я его последний раз (в оригинальной версии) слышал.

Акустика в малом зале идеальная, с любого места слышно одинаково превосходно - на всю Москву второго такого помещения не найти. Минусы в другом - отсутствие подъема рядов в зале и "эстрады" как таковой, последнюю заменяет временный сборно-разборный подиум, который к тому же поскрипывает малость, если артист на эмоциях подпрыгнет (а с Романа Минца станется). В целом для слуха ущерба нет, а обзор, конечно, не ахти: в пустом зале без разницы, но за впереди сидящими скрипача еще должно быть видно выше пояса, пианиста и вовсе только голову.

Кстати, про пианиста - бонусом-сюрпризом оказался практически полноценный сольник Холоденко: Вадим "обыгрывал" новую программу ввиду предстоящего концерта в Чикаго - Равель и Рахманинов. Равель в исполнении Холоденко - отдельная тема, что я заметил, когда он играл в МЗК "Гробницу Куперена" (тогда еще свет вырубился полностью):

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3490707.html

Совсем не то, что Равель, например, Дебарга, хотя допускаю, что у Дебарга "равельнее", в кружевах, в мареве; у Холоденко - внятный, прозрачный Равель, осмысленный, продуманный, на чей-то вкус наверняка чересчур рациональный, на мой - то, что нужно. Рахманинов же у Холоденко хорош настолько, будто это и не Рахманинов: никакой сусальности, сентиментальности, "хохломы" - каждый звук на своем месте.

Последнюю прелюдию опуса 23 не смог дослушать, побежал встречать маму, чтоб сопроводить ее в большой зал на "Камерату Консертгебау" (после репетиции сидеть на концерте с публикой в зале, даже полупустом - пытка...), но и так-то, пошутил Минц, считай в Чикаго побывал: Холоденко выступать с этой программой в Москве не планирует, хотя в декабре собирается играть Шопена в МЗК. Зато Мийо, Пуленка, Мессиана и примкнувшего к ним Франка в исполнении Романа Минца, Вадима Холоденко и Елизаветы Миллер любой желающий мог услышать на следующий день после меня.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments