Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Il Giardino Armonico", дир. и сол. Джованни Антонини в КЗЧ: Гайдн, Вивальди, Бибер, Джеминиани

Один из любимейших моих композиторов - Йозеф Гайдн, а Гайдн - он же как Бергман, в смысле "никогда до конца не пройти себя", разве что специально задаться целью "всего Гайдна послушать", да и то, если с перерывом на обед, наверное, не хватит жизни. А вот Джованни Антонини со своим ансамблем намерен записать ну пусть не "всего Гайдна", так по крайней мере все его симфонии - планирует завершить работу к 2032 году, я не доживу, а ему дай Бог здоровья и удачи!

Вообще не верится, что этот концерт был на самом деле, и я на нем присутствовал (записи в интернете, между прочим, не обнаруживается, хотя трансляция вроде велась...) - такое ощущение, что мне привиделся сон. Хотя открывая для себя время от времени, и по возможности регулярно, новые симфонии Гайдна (понятно, что "новые" они для меня - но их же много! мне до конца жизни, опять-таки, должно хватить "премьер"), и выбирая в интернет-каталогах из представленных исполнений, я последнее время, безотносительно к нынешнему концерту, отдаю предпочтение Антонини, и не только потому, что он часто следует первым, видимо, и по алфавиту, но также и по частоте прослушиваний; для меня важнее, что в его исполнениях, как минимум для первого знакомства с материалом, теми же симфониями Гайдна, оптимальных, легче всего "расслышать" произведение, уяснить его устройство - потом, немного освоившись, стоит и с другими версиями сравнить, но надо послушать Антонини в идеале - сперва, для начала.

То есть не то чтоб для меня стало неожиданностью специфика и качественный уровень звучания ансамбля "Il Giardino Armonico", эксклюзивность его репертуара - программа под общей шапкой «Баталии, безумия и прощания» - мастерство дирижера (и солиста-флейтиста в одном лице) Джованни Антонини, а все же отрыв полный.

С произведениями программы изысканного первого отделения у меня ровно так и вышло. Назови в ответ на вопрос о музыкальных предпочтениях Бибера - и едва ли тебя правильно поймут, в том числе и музыковеды, а не то что... И вряд ли кто назовет - но вот был, оказывается (я изумленный в антракте побежал справляться у знатоков о подробностях, благо Наташа Сурнина с Ильей Овчинниковым оказались неподалеку) такой "авангардист ...мнадцатого века", лихо использовавший диссонансы за столетия до Берга и Веберна, хотя и с другими творческими целями, скорее, как выражались позднее, "программно-изобразительными". В любом случае сюита Бибера - Генриха Игнаца Франца фон Бибера, 1644-1704 (иначе, вот-вот, совсем как в "Мушкетерах" у Богомолова выйдет - "когда женщина ириныпетровных лет влюбляется в Бибера...") с замысловатым, но характерным для эпохи барокко наименованием "Баталия" (Battalia à 10) для концерта уже стала "вертикальным взлетом". А далее за ней играли кончерто гроссо № 12 некоего Джеминиани - знаю, сколько симфоний у Гайдна (ну приблизительно...), а сколько чего у ентого Франческо Саверио Джеминиани - понятия не имею, и его кончерто гроссо - обработка сонаты Корелли, учителя Джеминиани, в свою очередь, построена как вариации на хрестоматийную тему La Follia. Слушаю и думаю: надо же - имя незнакомое, музыка неизвестная, а как будто я ее наизусть помню с детства... Тема, конечно, узнаваема - но однозначно дело еще и в том, как сыграть. И обе эти вещи, каждая на свой лад, оставили впечатление, что какому-то выдающемуся композитору 2-й половины ХХ века, масштаба Шнитке, пришла в голову фантазия синтезировать в лабораторных условиях "барочный концентрат", создать такое произведение, которое не сводилось бы к стилизации (у Шнитке подобные опусы есть), но воспринималось бы как самое что ни на есть барочное барокко, наиболее типичный его образчик, а в то же время ощущалось бы сочинением, написанным только что, ныне живущим автором!

С концертами Вивальди попроще, хотя эти два я тоже, по-моему, ранее не слыхал. В конце первого отделения сыграли - полное название по каталогу - Концерт для скрипки, двух флейт, двух гобоев, фагота, струнных и basso continuo соль минор "Per l'orchestra di Dresda", RV 577; в начале второго - Концерт для блокфлейты, струнных и basso continuo до мажор, RV 443. Антонини солировал в обоих, но и все остальные солисты, все участники ансамбля ему не уступали ни в технике, ни в музыкальности. А завершали вечер моим любимейшим Гайдном, причем опера "Необитаемый остров" незнакома мне даже по названию (ну точно - до конца жизни не послушать "всего Гайдна"...), соответственно и увертюра к ней для меня стала очередной "премьерой"; тогда как любую часть 45-й симфонии я угадываю с трех нот, но и увертюра, и симфония меня вдохновили одинаково. Допустим, вторую часть можно сделать "проще" - при столь изящной выделке, неспешном внимании исполнителей к каждой фразе, как у Антонини, современники Гайдна, пожалуй, заскучали бы - но играя на "исторических", "аутентичных" инструментах, обращаясь и к раритетным, и к хрестоматийным партитурам, Антонини остается музыкантом рубежа 20-21 вв., он живет сегодня, и музыка, им исполняемая - сегодняшняя. Гайдну (вот уж кто и не прибегая к диссонансам был настоящим авангардистом, концептуалистом, перформером; законодателем новых музыкальных форм, первым же их разрушающим - таким и остается по сей день) это очень подходит. Насколько я могу судить, Антонини не стремится ни к "реконструкции" (что было бы и невозможно, на самом деле - ни технически, ни интеллектуально; реконструкция неизбежно оборачивается профанацией; ну в лучшем случае, опять же, полуфантазийной стилизацией), ни, простигосподи, к "мистериальности" (как иные дирижеры-звезды, чьих имен мы не называем), ни даже к банальному "просветительству" (мол, вы не знаете такого композитора - а мы вам его предъявим и разъясним, что почем) - ему достаточно выйти на эстраду и четко программу отыграть, чтоб удалось чудо.

Возможно, мне послышалось - у валторн в менуэте симфонии какие-то типа киксы проскочили; да и сам Антонини наиболее виртузные пассажи в сольной партии концерта Вивальди слегка "смазывал" (но в человеческих ли силах сыграть их еще точнее?) - однако это все нестоящие внимания мелочи. И ведь что поразительно: энергетика, внутреннее наполнение у Антонини и его музыкантов - как на рок-дискотеке; а внешне, по манере поведения, по, так сказать, "формату" музицирования, коллектив сугубо "академичный", даже "старомодный" в самом лучше виде, вплоть до черного строгого костюма на руководителе (в чем вроде бы и надобности нет особой). И никаких потуг на "театрализацию" концерта, к чему склонны иные коллеги по барочному цеху ("Les Arts Florissants" Уильяма Кристи например). Исключением стала последняя часть симфонии Гайдна, но тут уж автор не оставил исполнителям выбора - тупо сидеть, когда твоя партия исчерпана, совсем ни к чему, а "уйти красиво" тоже надо уметь, но вот, кстати, недостаток "циркового опыта", пожалуй, сказывается, элемент шоу, судя по всему, нехарактерный для "Il Giardino Armonico", дается им хуже чистого музицирования, что, по счастью, не сказывается на впечатлении от концерта. И на бис они не "прощание" заново изображали (типа "прощаемся, но не уходим..."), а повторили "нормальный" менуэт симфонии, третью часть.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment