Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

седьмая вуаль: "Бергман" реж. Яне Магнуссон

Без энтузиазма шел на сеанс, больше по инерции, по какой-то внутренней обязанности: ну вроде фильм про Бергмана - разве можно пропустить? Оказалось - действительно, лучше не пропускать. Хотя совсем недавно я посмотрел фильм того же Магнуссона "Вторжение к Бергману" (или "На территории Бергмана", вариант перевода названия), сделанный несколько лет назад, его фрагменты всплывают под конец нынешнего "Бергмана", но там Бергман - лишь повод, а главные герои фактически - говорящие о нем режиссеры и актеры, в отношении к Бергману каждый раскрывает себя, кто-то в статусе почти равновеликого гения (Ларс фон Триер), кто-то начетником и занудой (Вуди Аллен):

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3831522.html

А новый "Бергман" - не только номинально, но в полной мере посвящен Бергману. Другое дело, что попытки сделать именно "кино", а не просто научно-популярный микс из общеизвестных и, если получится, эксклюзивных материалов, не всегда идут картине во благо. Надстроенный, умозрительный сюжет "Бергмана" упирается, постоянно возвращается в 1957 год - исключительно плодотворный и поворотный в бергмановской карьере; а на этот лейтмотив уже нанизываются сведения из детства, размышления о том, взаправду ли Бергман симпатизировал по молодости нацизму или то была юношеско-бунтарская провокативная поза; исчисления количества женщин и детей (в чем сам Бергман забавно путается - называет пять, а его за кадром поправляют задним числом, что к тому времени у него их уже набралось шесть); ну и, прежде всего, психоаналитическая подоплека творчества.

Собственно, основная мысль "Бергмана" Магнуссона сводится к тому, что начиная с 1957 года Бергман снимал кино о себе, чем и велик. В моем понимании это затравка для лохов - а кто-то из режиссеров снимал фильмы не о себе? Даже, простигосподи, Сарик Андреасян (вообще если считать имя Бергмана не собственным, а нарицательным, к чему есть все основания, и фильм Магнуссона их лишний раз упрочил, то у него должен быть и антоним; в таком случае этот антоним, несомненно - Андреасян, выдающийся и не имеющий равных в истории мирового кино анти-режиссер, чей свежий анти-шедевр я посмотрел только что и нахожусь под впечатлением) снимает, в общем-то, о себе, и исключительно себя, свои страхи, надежды и мечты через творчество транслирует - что ж говорить про Бергмана?! Психоаналитический подход, безусловно, кое-что проясняет в фильмах Бергмана, прежде всего конца 1950-х-начала 1960-х годов, да и 70-80-х тоже, но многое упрощает, спрямляет. Зато крайне мало и невнятно, в противовес зацикленности на психоанализе, сказано Магнуссоном о метафизике Бергмана, о его взаимоотношениях с природой, космосом, Богом, наконец, о религиозном аспекте, несводимом, однозначно, к тому, что отец режиссера был лютеранским пастором.

Тем не менее "Бергман" Магнуссона - во многих отношениях интересная и ценная вещь. В нем есть откровенно лишние, ненужные вещи (вроде "свидетельства" Барбары Стрейзанд - мужик снимался у Бергмана, а она присутствовала, наблюдала и теперь "вспоминает" - ты кто такая, носатая, чтоб вспоминать Бергмана?!), но хватает и достойных внимания, малоизвестных или вовсе уникальных материалов. Например, интервью старшего брата, в свое время перед премьерным телеэфиром отцензурированное по настоянию Ингмара Бергмана - там Даг Бергман поведал, что Ингмар был всеобщим любимцем, его не трогали пальцем родители, не ругали учителя, все это он позднее творческим вымыслом у него, у Дага, "взял" и себе, собственной личности, биографии "присвоил" (отсюда, правда, снова делается "психоаналитического" плана заключение, будто в "Фанни и Александр" под Александром режиссер вывел своего старшего брата, а себе отвел роль... молчаливой наблюдательницы Фанни - подобное "искусствоведение" уже отдает Щукиным с его "Лев Толстой был женщиной"). Или еще одно интервью, данное в незапамятные времена (1971, кажется, год) собственно Бергманом популярному шведскому телеведущему - этот телеведущий теперь для фильма Магнуссона сам дает интервью, вспоминает, как беседовал с Бергманом, как волновался, и стыдливо посмеивается над тогдашними своими оговорками - задавая вопрос и перечисляя бергмановские фильмы, он по ошибке вместо "Седьмая печать" сказал "Седьмая вуаль"!

Параллельно искусственному и мало увлекающему меня "сюжету" Магнуссона про 1957 год в жизни Бергмана, протаскиваемому через композицию фильма с последовательностью, достойной лучшего повода, я на ходу достраивал собственные. Скажем, пользуясь редкой наглядной возможностью сравнить Смерть в "Седьмой печати" - и Смерть в "Паяце, гремящем на помосте": какая зримая эволюция образа в направлении к усилению травестии, гротеска, и парадоксально, что клоун в фильме 1997 года, при явно большей условности, карикатурности имиджа выглядит и более зловещим (по крайней мере сегодня), чем вполне благообразная фигура с белым лицом в черном плаще образца 1957 года. Магнуссон постоянно подчеркивает, что Бергман с молодости, и в 1957-м точно, ужас до чего боялся смерти - но, стало быть, не зря боялся и не без пользы, коль скоро дожил почти до 90 лет!

А сколько всего успел сделать! Работоспособность, плодовитость, трудоголизм, в каком-то смысле и бегство в творчество, в вымышленную реальность от настоящей жизни с ее мелочными (семейными и бытовыми тоже) проблемами в фильме Магнуссона подана как одна из характерных черт личности Бергмана - ну немудрено, коль скоро за один лишь приснопамятный 1957 год он помимо двух "основных", программных кинокартин "Седьмая печать" и "Земляничная поляна" (еще одну, "У истоков жизни", он снял тогда же, но выпустил в следующем, 1958м!) Бергман сделал несколько телевизионных фильмов, поставил четыре пьесы в театре Мальме (и какие пьесы! "Пер Гюнт", "Фауст", "Мизантроп"... - о "Пер Гюнте" очевидцы вспоминают как об откровении... при том что судя по картинкам, если честно, сегодня это пятичасовое костюмированное шоу едва ли кого-нибудь впечатлило бы...) и - вот это, конечно, добивает - несколько радиоспектаклей, в том числе, если я правильно выловил из общего потока, по "Игрокам" Гоголя! Я постоянно размышляю вслух о том, что жизни не хватит "посмотреть всего Бергмана", что это физически невозможно, невозможно даже названия удержать в голове (среди прочих упоминается Магнуссоном и всплывают кадры из "Зимнего света" - что такое?! никогда не слышал даже! вернее, не обращал внимания и не зафиксировал в памяти, хотя вроде постоянно фильмографию Бергмана просматриваю! бросился перепроверять - выдохнул: оказывается, это второе название "Причастия"!). Тем более что помимо фильмов он еще и в театре работал, а спектакли не сохранились в записи; но радиопостановки, может, сохранились - однако сама по себе задача не только посмотреть, но и "послушать" всего Бергмана (а еще почитать!! он ведь столько написал! а сколько поставлено и снято уже по его текстом после его смерти! и ближайшими соратниками, родственниками, коллегами; и совершенно посторонними людьми из разных стран - вот некоторое время назад я видел "Интимные разговоры" в Литовском национальном театре, на литовском языке без перевода - благо пьесу можно прочесть и посмотреть фильм, снятый по ней Лив Ульман, его я, кстати, тоже видел раньше...) - немыслимая, не вмещается в сознание! Да и в чисто практическом аспекте - как, зачем слушать радиоспектакли Бергмана? Теоретически - возможно, но аудио на шведском языке - в чем смысл? а с переводом - и подавно... Тем временем художественный мир Бергмана, пространство его творчества и после смерти растет, как снежный ком! Внутри которого, логично, Бергман скрывается все глубже, становится все более недоступным, трудноуловимым, остается тайной "за семью вуалями".

Ну все-таки - насчет нацизма? Очень скользкая ведь тема! И дела давние - версии сильно разнятся, свидетели и исследователи путаются в показаниях и предположениях, то ли искренне Бергман - участвуя самолично в нацистских парадах, присутствуя на "живых" выступлениях фюрера, живя тогда в Германии - восхищался его порядком, то ли потом "дразнил" этим мифом туповатых и трусоватых "левых" интеллигентов, как нынче любит делать его - что ни говори - единственный достойный наследник в творчестве Триер? Я бы, конечно, предпочел (и понял бы), если б Бергман прошел через пускай и неглубокое, но серьезное увлечение нацизмом - однако если уж близкие не способны взять в толк, что там себе Бергман на этот счет думал - какой смысл мне даже рассуждать о том? Или, что, может быть, на свой лад еще любопытнее - и актуальнее! - по поводу уклонения от налогов: Бергман уехал из Швеции (в Германию, что характерно), его оправдали, официально и публично испросили прощения, но сами-то обвинения в финансовой нечистоплотности изначально - до какой степени были обоснованными?

И очень, очень занимательна моральная составляющая личности Бергмана - положим, женщины и дети как будто не в претензии, но так не скажешь о некоторых коллегах, если брать позднейший период, совсем от наших дней недалекий, большинство свидетелей здравствуют - и в фильме Магнуссона тема неплохо освещена: престарелый Бергман на излете карьеры, чуть ли не обожествленный на родине при жизни (какие там недавние налоговые претензии!!) руководит Королевским драматическим театром, чувствует в нем себя абсолютным диктатором, фактически уничтожает каждого, кто посмеет идти поперек его произвола внутри творческого процесса или критиковать со стороны (приводятся воспоминания актера, игравшего Альцеста в "Мизантропе" и тетеньки-театроведа, видимо, посмевшей отзываться о гении с недостаточной степенью восторженности... обоим пришлось пожалеть о своей смелости). При этом Магнуссон оговаривается, что уставший Бергман в какой-то момент отходит от дел, от руководства театром, успевая на прощание поставить еще всего-то... пять спектаклей! Или вот почему, к примеру, в "Бергмане" Магнуссона не присутствует хотя бы упоминанием имени - при том что кадры с его участием, естественно, мелькают то и дело - Макс фон Сюдов, без которого кинематограф Бергмана нельзя представить? Замалчивание этого имени (по чьей инициативе? не случайное же это упущение, быть того не может?!) необъяснимо, вызывает вопросы, наводит на подозрения.

Бесконечная и постоянно расширяющаяся вселенная - Бергман. Одним фильмом про него больше или меньше - принципиального значения не имеет. Но в качестве "крючка", который позволяет в этом космосе с его рационально непостижимыми, нелинейными координатами, совершенно непригодной для сколько-нибудь "нормального" человека организацией пространства и времени (особенно времени...) зацепиться, не потеряться сразу - фильм Магнуссона, в общем, годится.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments