Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Фагот" реж. Борис Гуц ("Окно в Европу")

Как ни странно, предыдущий фильм Бориса Гуца "Арбузные корки", при всей его нарочитой "неформатности", я впервые увидел... по телевизору - на короткий период канал ТНТ взялся гнать ночными эфирами экспериментальные короткие и средние метры начинающих русскоязычных кинорежиссеров, в эту волну и "Корки" попали, хотя номинально они "полнометражные". Впрочем, громко сказано - "увидел": посмотрел, может, первые полчаса - утомился, да и поздно было. Однако - редкий случай - фильм "не отпускал", и я предпринял за относительно короткий срок несколько попыток "Арбузные корки" досмотреть уже в интернете - тоже, увы, безуспешных, и в несколько заходов мне в основном запомнился из картины принцип персонажа Ярослава Жалнина - Георгия, Гошы, Герыча - в отношениях с девушками: "ну потрахаемся месяцок, а как в задницу даст, так я ее и брошу!"

С тем я подошел к "Фаготу" - и легко новую вещь Гуца освоил за один присест, благо она и короче в полтора раза "Арбузных корок", и легче воспринимается, и по структуре предельно проста, и по картинке незамысловата (фильм снят на мобильный телефон от начала до конца, что в мире практикуется, а в пределах русскоязычного пространства будто бы первый опыт; и предназначен для просмотра в интернете, фестивальный кинопоказ - исключение, может быть, единственное); а вот хорошо ли это - большой вопрос. В главной роли - актер Александр Дривень из Малого (!) театра, последний фаворит Андрея Житинкина (Герман в его "Пиковой даме", Звездич в "Маскараде", также я, когда еще в Малый заглядывал, видел его в роли Кристиана из "Сирано де Бержерака" - короче, по статусу "молодой красавчик", по амплуа "герой-любовник"), также сотрудничающий с театром "Аркадия". Но забавно, что его персонаж из "Фагота" по имени Макс в кадре... ни разу не появляется, кроме как обрывками конечностей - "фишка" такая: повествование ведется от его лица и на все происходящее предлагается смотреть буквально его глазами (технически, вероятно, камера на актере закреплена... ну или не знаю, неважно). Макс после расставания с некой Татьяной встречается с некой Олей - ее играет та же Анастасия Пронина, что главную женскую роль сыграла в "Арбузных корках".

Как и в "Корках", в "Фагот" молодые герои много занимаются сексом и еще больше о нем говорят, походя упоминая всуе Путина, но если "Арбузные корки", сколь ни отдавали любительством, выстроены были изощренно, всяко с претензией, то "Фагот" сводится по сути к затянутому, несмешному и очень старому анекдоту. Суть фабулы в том, что парень ничего лучше не придумал, чтобы бросить подружку, объявившую о беременности, чем "признаться" ей, будто он гей. Оля, может, и не поверила, она сам-то не лохушка, и помимо Макса у нее Тимофей имеется, но обиделась и разместила эту информацию в фейсбуке. Макс за отсутствием в фейсбуке "новость", ставшую известную всем, узнал последним, спустя неделю, позже, чем его мать, решившая выяснить посредством фейсбука что-нибудь про Олю, а "выяснила" в итоге про сына.

Юлия Ауг амплуа "плохой хорошей матери" отрабатывает привычно - достаточно ярко, но и актерское воплощение, и драматургия, текст роли едва сгодились бы для самодостаточного трехминутного скетча: такая одновременно и продвинутая мамаша-"интеллигентка", и курица с уклоном в православие, со всеми сопутствующими клише ("надо тебя покрестить, исцелить" и т.п.) - очень все это плоско и вторично, пускай и остро-актуально. В фильме появления Ауг оставляют впечатление вставных номеров звездной спешл-гест. Выламываются и "дуэты" (в отсутствие на экране партнера) с разведенной сестрой, тоже замороченной - бывший муж забрал сына и всякие разные бытовые трудности. И абсолютно искусственной в этой конструкции кажется сослуживица-лесбиянка, умоляющая новоиспеченного "гея" (штамп на штампе...) без дальнейших отцовских обязательств помочь ей стать матерью.

Зато и мать, и сестра Макса активизируют воспоминания многолетней давности, связанные с соседом, бывшим другом отца, у которого тоже был сын. Тот мальчик ходил на бальные танцы, а Макса определили в музыкальную школу, и сосед подарил ему... фагот. Я вообще не берусь судить, с какого возраста начинают учить по классу фагота - из контекста фильма следует, что практически с бессознательного, потому что герой сам даже не помнит, что у него с соседом происходило, либо "вытеснил" это воспоминание. А по словам родственников соседа этого однажды с Максом застали, когда он его по голове гладил ласково и чуть ли не в губы целовал.

Надо сказать, что по сравнению с тем, чем оборачиваются подобные истории в русскоязычном кинематографе - а мне на ум пришла "Тайна для двоих" Владимира Потапова, которую показывали на рыночной площади Выборга в самый первый год, когда я приехал на фестиваль -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2070107.html

- У Бориса Гуца все-таки фильм на что-то да похож. Тем не менее невнятные, может быть и сознательно смазанные мотивы, символические детали с потугами на иронию (фагот - даже не флейта...; тем более не какой-нибудь карандашик, к примеру, который вкладывает в руку герою "Волшебной горы" Томаса Манна его школьный товарищ...) существуют сами по себе и остаются "суповым набором", который хоть и "уварился" вроде бы в нечто съедобное, кое-как пригодное к употреблению, но остался не более чем кусками скелета, на который ничего уже не может нарасти.

Что обидно, потому что фильмы Бориса Гуца - из числа нечастых примеров, допустим, корявого, нескладного, не слишком умелого, но в основе честного высказывания, как я это понимаю, направленных против ханжества, двуличия, мракобесия не только с религиозной, но и с обыденной, бытовой подоплекой, в частности, по отношению к сексуальности, и необязательно к гомо-, к самой что ни на есть обыкновенной, в том числе в семейных, супружеских парах сексуальной жизни также. Достаточно легко, юмористически, но с уникальной, пожалуй, степенью откровенности герои "Фагота" говорят о чем-то вроде "русского секса" (это когда оказывается, член между груди - для чего грудь нужна большая...). Тем печальнее, что стремление к откровенности оборачивается и ограничивается опять-таки ханжеством, только теперь уже обусловленным жанром, форматом, стремлением угодить потенциальной, хотя бы и заведомо немногочисленной публике.

И вот вернувшись после "Фагота" снова к "Арбузным коркам", я для себя отметил, что предыдущий фильм Гуца в этом смысле был куда как интереснее, содержательнее, да и попросту смелее с точки зрения именно формы, стилистики, киноязыка. Там трое героев, два парня и девушка, выезжают "на природу" - недалеко от Москвы, в черте города, типа Химкинского водохранилища или что-то в таком роде. Рядом с местом, где они расположились, водолазы ищут тело утопленника - но парней и девушку это как будто не смущает, каждый из них копается на глубине собственной души, окружающим демонстрируя попутно, что все хорошо, все правильно. Матвей, отхлебывая из "бездонной" фляжки, держит на уме только что случившуюся ужасную смерть отца (забили насмерть в туалете Киевского вокзала ради небольшой суммы денег); Герычу бы только "в жопу", причем и девушку, буквально, и, фигурально, работу (начальница достает, Георгий отлынивает - "в жопу работу!"), а о том, что у него, вероятно, ребенок будет (второстепенная женская роль досталась Юлии Хлыниной, которая сегодня уже практически "звезда", а на момент съемок "Арбузных корок" сошла за дебютантку), старается не думать. Поменьше старается думать и Анна, и еще меньше все они говорят друг с другом о серьезных вещах вслух.

Метафоры в "Арбузных корках", пожалуй, еще грубее и прямолинейнее, чем в "Фаготе": и заглавный символ (рассказ о том, как в купленных арбузах, на вид очень красивых, обнаружились черви, не отличимые от зерен: снаружи все нормально, внутри гниль - ну по совести заметить, весьма доходчиво, хорошо еще режиссер отказался от наглядности и гнилые арбузы лишь описываются на словах, не демонстрируются в кадре), и утопленник, и выведенная на экран смс-переписка персонажей, словно "реплики в стороны" из пьесы эпохи классицизма. Прием с воображаемыми разговорами по душам (насколько я понимаю, умственно отсталый брат и остальные персонажи появляются в зарослях неподалеку от берега, чтоб пообщаться с героями, лишь в фантазии, в памяти последних?) также позавчерашний, хотя заимствован, стоит отдать режиссеру должное, не из худших образцов кинематографической классики. А сексуальная жизнь героев представлена с той же, как в "Фаготе", демонстративной вульгарностью, но без иронического подтекста. И все же Герыч, Америка и Матвей из "Арбузных корок" кажутся живыми людьми в сравнении с анекдотическими фигурками "Фагота", которых вовсе ничего уже не волнует, кроме ебли и Путина, да и Путин постольку поскольку - таков, значит, по Борису Гуцу, русский секс: бессмысленный и беспощадный.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment