Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"В Кейптаунском порту" реж. Александр Велединский ("Окно в Европу")

"Если есть Зло - значит есть и Добро" - не просто, как я предполагал, рекламный слоган фильма, это и эпиграф к нему, и пост-эпиграф, формулировка повторяется по меньшей мере дважды на титрах, в начале и в конце, а также неоднократно воспроизводится вслух по ходу киноповествования. Хитросплетения многофигурной, многомерной композиции, с параллельными временными и пространственными планами, хотелось мне рассчитывать до последнего, способна была бы если не опровергнуть, то хотя бы поставить под вопрос и без того, на мой вкус, сомнительную формулировку - увы, общение с режиссером в рамках пресс-конференции развеяло последние надежды. Мало того, к формуле прилагается развернутое уточнение: 22 июня, день летнего солнцестояния - особенный, для великих событий, для жертвоприношений, в том числе, предназначенный, вот и война в этот день в 1941-м началась... Ну раз как факт подается, что война началась аккурат под солнцестояние и в 1941-м, не раньше, то где здесь "зло" и что "добро" подавно преподносится как нечто аксиоматическое; а весь надстроенный над аксиомой "сад расходящихся тропок"/"расемон"/"хазарский словарь" - лишь натужно, муторно иллюстрирует прямолинейную трехкопеечную идею.

Расходиться "тропки" начали, правда, не в 1941-м, а в 1945-м, когда на дальневосточном побережье столкнулись возвращающийся со свидания юный морячок, "ссучившийся", согласившись пойти воевать, зэк-пахан, и "салажонок"-штрафник при нем. Бывалый зэк с салажонком хотели было пристрелить морячка, тот отстрелялся в ответ, раздавшийся, словно ангельский глас, плач невесть откуда взявшегося ребенка, заставил его вовремя обернуться и заметить угрозу. А спустя полвека в разных точках мира, но в один и тот же день, снова 22 июня, "тропки" сошлись. В Петербурге известный писатель и драматург Вилен Верещагин, автор, среди прочего, пьесы "Обратной стороны Мебиуса" (вот еще и "мебиус" впридачу к остальным "моделям"...), готовится к гастролям в ЮАР со своим новым произведением, инсценировкой реальной истории "В Кейптаунском порту", посвященной тем самым дальневосточным событиям 1945-го. Неожиданно он получает настоятельное приглашение поучаствовать ради рекламы в ток-шоу формата "детектор лжи", а по возвращении домой оказывается в заложниках у грабителя. Параллельно в Севастополе за столиком приморского кафе моряк-ветеран повествует о тех же событиях случайному знакомому - на всякий случай моряк, "закодировавшийся" от алкоголя, успел заказать себе фото на могильный памятник, пока рядом детский хор под руководством усатого шефа распевает "В Кейптаунском порту" и "Дубинушку". А непосредственно в Кейптауне многочисленные наследники загадочного состояния спустя годы узнают, что им придется разделить его с массой других претендентов, граждан бывшего СССР.

Несмотря на все видимые "сложности", перемножить трижды три в уме особого труда не составляет: ветеран - уцелевший в перестрелке морячок, драматург - постаревший "салажонок" (для пущей наглядности их играют Владимир и Данил Стекловы), а оставивший наследство многочисленному потомству богач - прежний "пахан", и осталось только выяснить подробности, как он выжил, добрался до Кейптауна, но тут тоже ничего сверхъестественного, раненого оттащили места перестрелки женщина с маленьким сыном (его плач "морячок" и принял за ангельский глас, и это он спустя полвека руководит детским хором...), а уплыл он в Африку... на линкоре "Миссури". Подробностей, конечно, масса, и в принципе, если не придираться в целом, а вытаскивать из клубка по нитке, вроде концы с концами сходится. Неохваченными в многоуровневой конструкции остаются питерские бандиты, которые отправили ни в чем не повинного паренька (он к тому же оказался внуком собеседника моряка-ветерана...) грабить, пытать и убивать драматурга Верещагина, их линия в разных временных планах не "запараллелена", и режиссер, он же сценарист, уверяет: ход осознанный - это мертвецы, не имеющие прошлого и будущего. Сценарию ведь двадцать лет и действие "современного" плана привязано к лету 1996го, конкретнее - к выборам Ельцина. Кстати, авторство слогана "голосуй или проиграешь" приписано не кому иному как Вилену Верещагину.

Ельцина в тот год выбирали, вообще-то, 3 июля - вроде и не солнцестояние, и не жертвоприношение, а поди ж ты, все беды оттуда, страшнее мировой войны! В экспликации к картине идея развивается более доходчиво, цитирую дословно: "Борьба "света и тьмы" стала еще более жесткой, перебралась с полей открытой "священной" войны под ковры дипломатов и шпионов разных мастей... В начале 21-го века кем-то и где-то принято решение определить Россию в "штрафники" (...) Сдвинуть эту славную землю на обочину мирового процесса и отвести роль подчиняющегося сателлита, которому будет в лучшем случае позволено быть нефтяным донором по определенным сильными мира сего ценам... Это геополитика" Музыкальный лейтмотив со своей стороны дополняет сюжет (тоже дословно, из того же официального источника): "легенда об англичанах и французах, которые на чужой африканской земле пришли в кабак за женщинами и вином, а в итоге перерезали и постреляли друг друга... Ну конечно победили англичане, потому что уже не первое столетие миром правят англосаксы разных мастей". Вот это очень здорово: "англосаксы разных мастей".

Фильм Александра Велединского предлагает наглядную альтернативу, где Россия - в центре мировой истории и географии. Помимо вынесенной в заглавие и поминутно звучащей на всевозможные лады в кадре и за кадром песни "В Кейптаунском парту" (на самом деле песня еврейская, а созданный одесским школьником русскоязычный текст вариативен, но в священной войне не до мелочей...), а также "Дубинушки", на контрапункте с ними возникают "Реквием" Моцарта, 7-я симфония Бетховена и 2-й концерт Рахманинова. При этом даже в Южной Африке народ старается вслед за приплывшим туда (на американском, правда, линкоре... но можно счесть, это славный русский пахан обманул тупых англосаксов разных мастей) говорить по-русски, разве что малость путая значения однокоренных слов "хуйня" и "охуительно".

Долгоиграющий кинопроект выходит на финальную стадию, хотя техническая доработка фильму еще предстоит, но уже список задействованных актерских сил впечатляет больше, чем планетарные и вековые масштабы истории: наряду с дедом и внуком Стекловыми (Вилен Верещагин в молодости и в зрелости) играют Сергей Сосновский (моряк-ветеран), Юрий Кузнецов (собеседник ветерана по приморскому кафе), Евгений Ткачук (внук собеседника, вынужденно нападающий на квартиру Верещагина), Александр Робак (Пахан), Виталий Кищенко (выросший мальчик-ангел, руководитель детского хора), Юлия Ауг, Виктор Раков, Анна Уколова и т.д. вплоть до Алексея Макарова, мелькающего в телевизоре ведущим ток-шоу "детектор лжи". Исполнители придают перегруженной конструкции дополнительную опору и она не разваливается на ходу, а под конец собирается в высказывание, я бы заметил, даже более чем внятное, хотя на мой личный взгляд и находящееся по ту сторону добра и зла - но здесь при оценке творческого результата важно не перепутать однокоренные слова.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment