Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Иллюзия театра. К 200-летию открытия Театра Гонзаги в Архангельском" в Бахрушинском музее

В Бахрушинском и его многочисленных филиалах - один вернисаж за другим, и выставки вполне симпатичные: в театральной галерее на Ордынке - графика Натальи Шнайдер-Хачатрян, создавшей, в частности, фантазийные костюмы к музыкальной киносказке "Король-олень", оформлявшей спектакли Виктюка в Вахтанговском; а в театральном салоне (дом-музей М.Ермоловой) на Тверском - живопись Ольги и Леонида Тихомировых, такой броский, при очевидной, конечно, вторичности, советского розлива "импрессионизм", приятные деревенские и морские пейзажики, более сдержанно-академичные портреты Галины Улановой и Арама Хачатуряна. К "Театру Гонзаги" в основном здании музея, Лужнецкий зал которого только что освободился из-под "Итогов сезона", куда я в последний день все-таки успел -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3840132.html

- у меня отношение заранее было тоже легкомысленное: без особых иллюзий шел, потому что "иллюзия театра" для меня, с моим-то, казалось бы, зрительским опытом, пустой звук, но это на самом деле это откровение; при всей камерности - выдающаяся выставка!

Конечно, хорошо бы все это смотреть непосредственно в Театре Гонзаги, в Архангельском - но я там был единственный раз, ездил на концерт барочной музыки, еле-еле добрался общественным транспортом по пробкам, и в то время даже главный дворец не принимал посетителей, не то что театр, который по сей день на ремонте. А ведь там сохранилась подлинная обстановка усадебного театра 18го века, с настоящими (ну не все уцелели, лишь некоторые) аутентичными декорациями! Однако лучше, чем ничего - выставка в музее, посвященная уникальному памятнику.

Самое ценное на выставке - подлинные эскизы Гонзаги и прижизненные (а жил итальянец по меркам своей эпохи рекордно долго - 80 лет!) копии с них. Уровень и масштаб мышления художника-архитектора изумляет. Сегодня экспозиции театральных эскизов привычны, но в основном когда дело касается модернистского театра и разработок для него, выполненных художниками-авангардистами - вспомнить хотя бы проходившую в том же Бахрушинском грандиозную выставку "Прорыв":

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3286249.html

Уже 19-й век показывают реже, меньше - правда, уделяют повышенное внимание с некоторых пор Карлу Вальцу, благо Д.В.Родионов, директор Бахрушинского, по его творчество защитил диссертацию. Что ж говорить про 18-й и самое начало 19-го века, да и многое ли от этой эпохи сохранилось? А вот кое-что сохранилось - и умело преподнесенное, поражает воображение! Вдруг понимаешь, что законы организации условного, искусственного, театрального пространства, разработанные художниками двести лет назад в рамках эстетики барокко, классицизма, рококо, раннего романтизма - абсолютно универсальны, и кубистские пространственно-силовые построения, и конструктивистские, супрематистские архитектоны не отменяют их, не опровергают, но лишь утверждают, обнажают, освобождая от декора, виньеточных финтифлюшек, прочих "архитектурных излишеств". Да что там конструктивисты - смотришь на Гонзагу с его "иллюзиями" и вспоминаешь, к примеру, Ксению Перетрухину - "дизайн" совершенно иной, разумеется, но геометрические основы - аналогичные!

Мало того, делая ставку, упор именно на пространственное решение, на "оформление" театрального зрелища, архитектор рубежа 18-19го века, хочет он того или нет, сознательно или неосознанно, предвосхищает открытия актуальных художников и режиссеров на два века вперед: "театр Гонзаги", задает визуальный, объемно-пространственный образ такой выразительной силы, что он уже не нуждается, по большому счету, в актерах, изображающих героев, в нарративной драматургии - совсем как у Хайнера Геббельса, скажем! Ай-да Гонзага, Пьетро ди Готтардо!

Антураж для выставки создан с таким расчетом, чтоб посетитель мог пройти буквально насквозь "занавес" Гонзаги, воспроизведением которого разделятся основная экспозиционная площадь от реконструкции-стилизации зрительного зала театра усадьбы Архангельское. В экспозиции, помимо эскизов Гонзаги - портрет (копия неизвестного художника с оригинала Лампи) Н.Юсупова, обустроившего себе с помощью приглашенного итальянца крепостной театр ("не позволял в этом театре сценических представлений" - это деталь меня растрогала невероятно! театр без людей - не только без публики, но и без актеров - что может быть лучше, совершеннее, ближе к идеалу?!) и крепостной певицы Анны Боруновой в образе "вакханки" (живопись Николя де Куртейля так себе, но здесь важна не сама по себе картина...), книги и другие документы, гравюра Пиранези "Театральная машинерия", а также образчики машин для шумовых эффектов 19-го века - похожие, и числом поболе, помнятся мне по усадьбе Шереметьевых в Останкино, но теперь, и давно уже, она тоже закрыта на ремонт.

А еще выставлены архивные фотографии 1930-х годов, запечатлевшие, как в декорациях Гонзаги играют... участники колхозной самодеятельности. Что характерно: 1933 год, колхозница Кулагина в декорации Гонзаги "Мраморная галерея" воплощает образ... Электры из "Хоэфор" Эсхила, под музыку Танеева.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments