Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Итоги сезона-2018" в Бахрушинском музее

Ну и как водится надо было дотянуть до дня закрытия, до последних часов работы выставки - чтобы все-таки ее не пропустить! Конечно, превзойти прошлогодние "Итоги...", беспримерно роскошные и по объему, масштабу, и по формату подачи, размещенные в нестандартном пространстве "медсанчасти" на территории Бахрушинского комплекса (то здание, кстати, снова на ремонте...) и превращенные в грандиозную тотальную инсталляцию -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3635937.html

- невозможно, да и вряд ли нужно. Нынешние вышли поскромнее и с более традиционной, "классической" по дизайну, по развеске и размещению в пространстве экспозицией, хотя инсталляционно-перформативный элемент в ней также присутствовал, а каждому персональному подразделу сопутствовали высказывания художников-участников (необязательно фундаментального содержания - например, просто незамысловатые эмоциональные, субъективные впечатления от прошедшего сезона) в рамках-облачках, что превращало выставку еще и в повествовательно-изобразительного плана целостное произведение типа "комикса". А лица-то (в облачках, помимо текстовой фразы - мини-портрет, фото сценографа или художника по костюмам) все больше молодые, что тоже приятно!

Чем хороши и чем важны "Итоги сезона" сегодня и всегда - ходишь практически каждый день, а то и несколько раз на дню, в театр, за год видишь сотни три спектаклей, а по "итогам" понимаешь, что все пропустил! Ну не все, конечно... Тем не менее ненавязчивый, но внятный акцент кураторы обязательно, из года в год делают на театры, куда не ступала нога критика, блогера, ну разве что не зрителя - с намеком недвусмысленным: там тоже бурлит жизнь, может, на выходе предлагая не сплошь шедевры, но формируя некую среду, разнообразную, отчасти любопытную, порождая иногда нечто стоящее хотя бы на уровне замысла, который наверняка по объективным причинам реализовывать непросто.

Сергей Тимонин сочинил "текучее" пространство "Сна в летнюю ночь" для Московского областного театра драмы и комедии - где этот театр, где этот сон? А где Химкинский театр "Наш дом" с "Двое на качелях", и воображаемый Ириной Уколовой город Нью-Йорк в огнях? Любовь Подгорбунская нарисовала "Гнев" Ионеско, спектакль идет в театре "Особняк", реж. И.Ваксбург - тоже Москва, а я никогда не бывал, но по крайности слышал. Про антрепризу Федора Добронравова тоже, на его "Чудиков" по Шукшину вряд ли захотел бы пойти, предпочту довольствоваться макетом Иларии Никоненко с картонными фигурками кур. Макет пространства Варвары Тимофеевой для проекта "Кульминация. Современная драматургия-2017" от "Мастерской Брусникина" - я даже не помню, когда я его проворонил! Или вот кукольный музыкальный спектакль "Как найти Вифлеем", оформленный Кариной Автандиловой - он идет по Москве?!

Про чуть более дальнее Подмосковье и говорить нечего - в Лобне, выясняется, есть театр "Куклы и люди", доезжают ли до столицы люди, мне неведомо, а куклы доехали, и превосходные, выигрышно смотрятся изящные антропоморфные конструкции из металлических сеток. Людмила Кучмий "Золотой ключик" Евгения Ибрагимова в Губернском - театр считай центровой по расположению, но даже несмотря на солидное имя приглашенного режиссера, доверия не вызывает (особенно после того, как я все-таки посмотрел один из его репертуарных спектаклей...) - а эскизы прекрасные. Я только-только дошел туда, в Губернский, на двух- или трех-летней давности "Свадьба Кречинского" Гульнары Галавинской - она с тех пор уже выпустила "Трисестры" (вот так, в одно слово) в Мичуринске, на выставке эскизы Евгении Шутиной к ним представлены.

С периферией ситуация более проблемная объективно, при том что на фестивали и оттуда кое-кто добирается, с зарубежьем, пусть и русскоязычным, совсем швах - "Итоги" вводят в контекст того и другого. Варвара Лотова, "Месяц в деревне" - посмотришь на этот мятый серо-стальной задник, на скупо разбросанную по площадке абстрактную меблировку из некрашеных досок, и подумаешь на Мюнхен или Цюрих, а ведь это Воркута! Еще одна пьеса Дона Нигро, который их написал будто бы под сотню, и сейчас они активно ставятся, непонятно только что в них находят - эту, "Рейвенскрофт", которая идет в Рязани под более названием, годным скорее для клубной антрепризы, "Чисто женская логика", я до сих пор не знал: на выставке представлены сценография Евгения Терехова и эскизы к костюмам Анастасии Михленковой. При том что Рязань также выходит на международный уровень - помимо Нигро еще и с совместным проектом, рязанско-мюнстерским, "Семейство Шроффштейн" по пьесе фон Клейста (совершенно мне, признаюсь, неведомой), эскизы к костюмам Ольги Лагеды. Мрачноватый "Сон в летнюю ночь" от художника Елены Сенатовой не очень представляю себе на сцене Таганрогского театра, где местных спектаклей не видел, но смотрел другие когда-то на приснопамятном фестивале им. Фаины Раневской.

Ну а для работ, осуществленных московскими людьми за рубежом, "Итоги сезона" - единственный шанс познакомиться с ними сколько-нибудь "вживую", хотя бы посредством макетов, эскизов, материалов - все-таки не мутная запись в интернете, а какая-никакая предметность. "Октавия. Трепанация" Анастасии Нефедовой - довольно скромный угол эскизов к костюмам амстердамского проекта Бориса Юхананова, которого в Москве так и не увидели, да и в целом куцый нынешний раздел не сравнить с тем, как представлен был Электротеатр на "Итогах сезона" год назад, ну хоть что-то, хоть немного, хоть наработки, раз уж до Амстердама так далеко. "Горе от ума" в Даугавпилсе - постановка Юрия Квятковского на материале комедии Грибоедова, как я понимаю, адаптированном Андреем Родионовым и Екатериной Троепольской: почитать бы текст, что ли!.. Эскизы Наны Абдрашитовой весьма интригуют: проститутка в эсесовской форме с хлыстом, автостопщик с рюкзаком за спиной, смайлики на афише - "актуальная русская классика", да, но по картинкам не поймешь, что как соотносится хотя бы с характерологией первоисточника.

Взгляд цепляется, конечно, скорее за знакомые названия, за спектакли, которые на памяти. Узнаваемая дверь "САРТиРа" из "БеЗприданницы" Крымова, художник Анна Кострикова, тут же плакат "Звезда" с Ларисой-Марией Смольниковой - ну все-таки три раза видел, однако даже этот раздел выставки не обходится без эксклюзива - очень забавные рабочие фотоматериалы со съемок видеоконтента к спектаклю: Огудалова-Сергей Мелконян курит, опершись на автомобиль! Этель Иошпа и Алла Кострикова выставили подлинные костюмы и уже готовую бутафорию из "Пряничного домика" в "Новой опере". В виде фотоколлажа подана "Снегурочка" Тителя-Арефьева в Большом, как-то очень близкой мне оказавшаяся, а мало кем воспринятая адекватно.

Но не всегда воспоминания в пользу спектаклей. Дмитрий Разумов - эскизы "Анри" Свердловского театра музкомедии видел, хотя по выставленному коллажу мог бы ожидать большего, а на ум приходит зрелище, не соответствующее обещаниям художника. Юлия Пичугина - "Я хочу в школу", РАМТ; Елена Предводителева - "Мандельштам" и "Крылья из пепла", Театр Виктюка - вот также случаи, когда опыт просмотра способен подпортить впечатление от достойной работы художника. Уж во всяком случае нарисованные Пичугиной на бумаге школьники намного интереснее, выразительнее сценических персонажей Александра Баркара.

Отличные разработки пространства Софии Егоровой к "Преследователю" Алексея Золотовицкого - на практике, похоже, не в полной мере концепцию художника удалось воплотить, хотя идея и в готовом спектакле считывается. Что-то не задалось - может, только у меня? - с эффектом "дополненной реальности" на эскизах Николая Симонова к спектаклям Виктора Рыжакова "Солнечная линия" в ЦИМе и вечеру в МХТ "Солнце всходит" к 150-летию Горького, насколько я понимаю, тут не столько эскизы к сценографии, сколько графика по их мотивам - но все равно планшет прилагается, а что с ним делать, как получить нужный, задуманный художником результат, я по техническому своему кретинизму не смекнул и смотрительница не сумела помочь.

Причитающееся ему видное место занимает плодовитый и вездесущий Максим Обрезков - не только с вахтанговскими спектаклями "Любовь у трона", "Очарованный странник", "Горячее сердце" (я не всех из них видел, между прочим - правда, это сознательный мой выбор... в некоторых случаях заранее предпочтительнее ограничиться эскизами), но и "Старым домом" ЦДР (это смотрел); и "Посланники изгнанники" его же для академии Н.Михалкова - мимо меня проходят такие проекты, а на бумаге весьма занятно смотрятся и пространство из часов, мостов, и "виньеточные" открытки с эскизами костюмов. Что ж тогда сказать про "Юг/Север" в Театре Армии, куда меня один тоже весьма заметный театральный художник, чьих вещей я на "Итогах..." не нашел либо по невнимательности, либо потому, что вскоре Бахрушинский открывает его персональную выставку, обещал отправить в наказание за скверное поведение и излишнюю придирчивость, в воспитательных, так сказать, целях, чтоб продемонстрировать, какие еще бывают спектакли... пока я "ругаю" что-то более-менее терпимое - при том что по эскизам Ольги Поликарповой кажется все не так уж страшно; добровольно проверять, однако, не стану.

Еще один мастер на все руки, ну или, если угодно, мастерица - Лариса Ломакина, ее совместные с Богомоловым "Мужья и жены", "350 Сентрал-парк Вест" я, понятно, смотрел не единожды, а "Преступление и наказание", осуществленное тандемом в итальянской Модене, наоборот, увидеть не судьба, так хоть по пространственному решению в эскизном формате какое-то представление получить - тоже дело.

Ну и ветераны профессия душой не стареют, не убирают ладоней со лба. Сразу несколько работ Виктор Никоненко - "И дольше века..." по Айтматову в Музее истории ГУЛАГа (собирался, не дошел...), его же "Оловянный солдат" для Глазго. Станислав Бенедиктов, оказывается, оформил несколько спектаклей в Малом - я давно туда не хожу, и макет к "Талантам и поклонникам" не особо вдохновляет, если честно; на что только художники не растрачивают свои таланты... Макет Бориса Лысикова к ижевской "Собаке на сене" в постановке Алексея Гирбы - режиссер исключительно по провинции работает, никогда не видел его спектаклей и приходится ориентироваться на мнение театральной общественности в духе "ну человек он небездарный и не виноват, что у него жена Гирба..." От Юрия Харикова - видеопрезентация "Пиноккио", которая лишь предваряет намеченную на будущий сезон премьеру Электротеатра, а не подводит "итоги". Неосуществленная "Трехгрошовая опера" почившего Павла Хомского в театре им. Моссовета уже на уровне крикливых панно Бориса Бланка отпугивает. У Бархина только что прошла в Бахрушинском грандиозная юбилейная ретроспектива, а на "Итоги..." попала свежая вещь, "Вариации тайны" Гинкаса, пускай, допустим, для Бархина и не выдающаяся, просто качественная, но он же любит говорить: "не можешь сделать очень хорошо - делай просто хорошо".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment