Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Наташина мечта" Я.Пулинович в "Практике", реж. Марина Брусникина

Для меня это, естественно, не первая "Наташина мечта" - первой была постановка Георга Жено в "старом" ЦДР:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/1589193.html

И даже не первый опыт объединения девичьих мечт от Ярославы Пулинович в некую более сложную по структуре трехчастную композицию - хотя удачной попытку Юрия Ардашева на Таганке, уже после-любимовской, но тоже еще "старой", я бы не назвал:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2262175.html

При том что в спектакле Марины Брусникиной текст собственно "Наташиной мечты" подсокращен, а к пьесам Пулинович добавлен опрос-интерактив, именно образ, который создает Дарья Ворохобко из "Мастерской Брусникина", мне кажется идеальным (как я вижу) попаданием не столько, может быть, в суть материала, сколько в корень проблемы. У Ворохобко в "Практике" есть уже и свой моно-спектакль "Другой", по формату ближе к перформансу -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3669193.html

Но как и в случае с большинством опусов "брусникинцев" по нему легче судить о каких угодно способностях и возможностях исполнителя, кроме как о непосредственно актерских, драматических, а здесь Дарья Ворохобко раскрывается как актриса драмы потрясающе, одновременно и "перевоплощаясь" при минимальных внешних средствах (спортивный костюм накинула - все, готово) в подростка-детдомовку, и сохраняя по отношению к ней дистанцию, воспринимая свою героиню не с высоты иного знания жизни, но и без придыханий, без слезливой жалости (что я наблюдал порой в других постановках пьесы), что роднит эту "Наташину мечту", вернее, ту ее часть, что касается непосредственно текста "Наташина мечта", например, с "Девушками в любви", идущими на сцене "Практики" в постановке тоже участницы "Мастерской Брусникина" Алисы Кретовой (она и в "Наташиной мечте" как актриса занята), и чего мне не хватает зачастую в подходах режиссеров к этого рода современной пьесе, будто бы жесткой социалке, но переполненной сладенькими интеллигентскими соплями (вспомнилась "С_училища" в театре им. Пушкина). Быстрый говорок актрисы, отсутствие пафоса, будничность интонаций - позволяют уяснить, до какой степени героиня пьесы далека не то что от осознания, но от способности сознавать собственное зверство. А текстовые купюры, при частичном разрушении "поэтики" пьесы, лишь позволяют ярче высветить ее содержание.

Встык с "Наташиной мечтой" у Брусникиной, как и у Ардашева в свое время, идет другая пьеса Пулинович с совершенно иного, казалось бы, противоположного склада главной героиней: девочка-отличница, тип, сатирически описанный еще в советской поэзии ("драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота"), то есть буквально и танцы, и музыка, плюс к тому в школе проходил кастинг и героиню, из многих всего одну, выбрали вести передачу для подростков на ТВ! Но, как и в случае с детдомовской Наташей, так и тут - каждая маленькая девочка мечтает о большой любви. Такой любовью для нее снова становится молодой человек, но уже взрослый парень, 21 лет (считай "инвариант"...), звукорежиссер телестудии. И "телезвезда", с просвещенной мамой и кучей хобби, ревнует так же, как и малообразованная детдомовская Наташа, но та по-честному собрала товарок и поколотила "счастливую соперницу" до состояния комы; эта действует более мирными и хитрыми средствами - узнав, что "разлучница" живет у "ее" парня дома и не вняв уверениям, будто между ними ничего нет а просто бедняжке некуда пойти больше, ставит "любимого" перед выбором - я или она. Тот вешает трубку, но судя по разборке между "разлучницей" и ее матерью, которая гонит дочь-наркоманку из дому (а они соседи), героиня может считать себя "победительницей".

Я много смотрел старших "брусникинцев" до того, как они выпустились из школы-студии и превратились в театральную труппу, но до сих пор постепенно продолжаю открывать для себя то одно, то другое лицо - в "Наташиной мечте" открытием для меня оказалась вторая из "наташ", Марина Калецкая. Простодушие "хорошей девочки" здесь отчасти сходно с животной простотой героини "Наташиной мечты", но во многом и противоположно, оно обусловлено, конечно, в значительной мере возрастом, но также и уверенностью в себе, подкрепленной "победами" в учебе, а до кучи еще и на телевидении, ну и, конечно, "уроками" передовой мамы. У детдомовской Наташи маму папа убил... "уроки" она совсем не те получила - но автор как будто той Наташе, готовой уголовнице, сочувствует все же больше, чем этой, отличнице. И актриса весь авторский подтекст очень тонко обозначает.

Мораль Пулинович при том не менее бесхитростна, чем наивный "аморализм" ее героинь: что одна потеряла дружбу с парнем и пошла под суд, а другая попала на ТВ и, похоже, парня при себе сохранила (ну уж в каком качестве, до какого времени - неизвестно), лишний раз подчеркивает сходство характеров, отчасти и судеб "наташ", а также и однотипность пьес. Ровно как и в таганском спектакле, у Брусникиной "триптих" после двух остро-социальных историй венчается примиряюще-комичным, беззлобным и безобидным пустячком, миниатюрным монологом-письмом еще одной "наташи" - любовное послание Диме Билану содержит извинения, что героиня немножко увлеклась попутно Никитой Малининым. За Диму Билана выступает Василий Буткевич с фотографией эстрадного кумира на лице, и это наряду с парой секундных появлений Алексея Мартынова в звукорежиссерской будке эпизодическим персонажем пьесы "Полюбила я", кратковременное исключение в практически чисто женском спектакле. Подумалось мне, что сегодняшние 15-летние девочки скорее "влюбились" бы в того же Буткевича (после "Тряпичного союза" и "Хорошего мальчика"), чем в потасканного Билана или забытого Малинина, жаль, из пьесы слов не выкинешь (хотя много из "Наташиной мечты" выкинули и пьесе на пользу пошло) - означенным Пулинович предметам девичьих грез под сорок, да и сами героини вроде бы совсем еще недавно казавшихся свежими пьес подросли. Наверняка те "наташи" уже и размножились, новых "наташ" наплодили, а кого-то из них, не исключено, и муж успел убить - ну да бог с ними. Меня больше смутила композиционная надстройка в спектакле, объединяющий три пьесы в одну интерактивный пролог.

Зрители "Наташиной мечты" сидят на вращающихся стульях, и героини появляются прямо из "гущи" публики, до того незаметные - я некоторых актрис, годами наблюдая их учебу и работу, знаю в лицо, потому для меня сюрприз вышел несколько скомканный, а вообще эффект неожиданности (технология его, впрочем, на поверхности, если не выразиться грубее) получился сильным, потому что пролог затягивается и прежде, чем перерасти собственно в спектакль, в действие, грозит стать "самодостаточным": в меньшей степени художественным элементом композиции, в большем - сопутствующим мероприятием социолого-психологического уклона, что было бы обидно. Впрочем, "опрос" тоже театрализованный, проводится от имени "воспитки" (сказала бы первая Наташа), а героини, рассыпанные среди публики, в нем участвует наравне с зрителями.

Без "воспитки" у Брусникиной никуда, вроде все хорошо, все понятно и так - но надо задать этический вектор (сразу вспоминаются "Солнце сияло", "Моя Марусечка", "Деревня дураков" и т.п. - материал совсем другого и характера, и качества, но сентиментальное морализаторство непременно входит в "комплект поставки"). И вот - пожалуйста, поднимите руки: есть ли среди нас Наташа? у кого есть мечта? а у кого есть дети? и т.п. Мне ни разу поднять не пришлось, я ни по одному пункту не прохожу. Не получилось у меня, то есть, почувствовать в себе "наташу", тем более что в возрасте наташ я мечтал, как живу в Москве, в собственной квартире, один, и каждый день хожу в театр, а о парнях с непоправимым опозданием y начал задумываться.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments