Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

советский цирюльник: "Женитьба Фигаренко" М.Таривердиева в "Геликоне", реж. Галина Тимакова

По названию уже можно предположить, что речь идет об опусе пародийно-эксцентрического плана на сюжет "Женитьбы Фигаро" - в принципе, так и есть, жанр спектакля тоже обозначен как "опера-гротеск". Микаэл Таривердиев предназначал свою последнюю оперу для Камерного музыкального театра им. Б.Покровского, но спектакль не вышел, да и нынешний, первая постановка "Женитьбы Фигаренко" на сцене - не репертуарный для "Геликона" (во всяком случае пока что), а дипломная работа студентов Мастерской Дмитрия Бертмана в РИТИ, как теперь после очередного переименования официально называется ГИТИС.

Либретто Михаила Казовского и Федора Филиппова переместило действие в "наши дни", то есть в советско-перестроечные годы, хотя уже к началу 1990-х, когда опера была завершена, привнесенные в сюжет драматургами "актуальные" реалии бесповоротно устарели, и оставшись сластолюбивым транжирой, Евграф Альмавивов в качестве запредгорисполкома, морального разложенца и подельника незаконных предпринимателей, превратился в явление столь же архаичное, как право первой ночи. То же и с мелочами вроде товарного дефицита - разве что недоступность костюмов (можно вспомнить попутно про малиновые пиджаки... но режиссер не вспоминает, при том что использованные в постановке клетчатые сумки "челноков" из того же времени, то есть из 90-х, это следующий после горисполкомов и кооперативов исторический этап гротеска) из нехватки ассортиментов в магазинах теперь связывалась с дороговизной и низкими доходами. Между тем "евграфиня" Альмавивова работает продавщицей в магазине готового платья, где пытается "отовариться", вызывая прилив энтузиазма у женского персонала, и командированный "на места" корреспондент столичной газеты Керубинов (помимо всего прочего, партия отдана баритону). Без изменений осталась лишь профессия заглавного героя - Фигаро и здесь и там по-прежнему цирюльник, то бишь парикмахер. Однако пользуясь возможностью, на паях с невестой Варварой Сюзоновой планирует открыть кооперативный салон, для чего ему нужна исполкомовская виза, а коварный зампред, в свою очередь, мечтает о Варваре, при том что уже успел еще одну девицу, Фанечку, обрюхатить тайком от законной жены.

Дипломный спектакль, поставленный режиссером-педагогом Галиной Тимаковой, заведомо не предполагает роскоши оформления, но придуманные положим что и "от бедности" детали вроде пластиковых ведерок на головах у женщин в парикмахерской мне показались сколь точными, столь и забавными - кто меня моложе вряд ли помнят похожие сушилки в женских залах советских парикмахерских, а мне они сразу на память пришли. Персонажи меняют трико и шапочки общего пролога и эпилога на костюмы из подбора, но подбор опять же неплох, например, имидж Варвары представляет собой нечто среднее между "Маленькой Верой" и "Аварией, дочерью мента". Вот почему Николай Фигаренко наряжен в спортивный костюм с сумкой-кошельком на поясе и трениками, заправленными в носки - я, признаться, не догнал; полурасстегнутая олимпийка и несколько "золотых" цепочек на волосатой груди придают советскому цирюльнику сходство с базарным рэкетиром, успевшим отсидеть по малолетке. Впрочем, Фигаренко тут лишь номинально центральная фигура, а интригу двигают сообразительные дамы - Сюзонова с Альмавивовой. Помощь им способны оказать московский журналист Керубинов с местным фотографом Бартоловичем.

Хуже, что и музыка оперы эстетически так же оказалась слишком привязана к определенной эпохе, определенной культуре и стилистике. Она сгодилась бы для ироничного телемюзикла, популярного на ЦТ в 1970-80-е, но, с другой стороны, вызывает вопросы использованная в "Женитьбе Фигаренко" композиторская техника, попытки ее усложнения, несмотря на незамысловатый мелодизм и заложенную в самой идее сочинения цитатность (отчего-то преобладают оммажи не к Моцарту и не к Россини, а к Чайковскому, причем как в тексте либретто, так и в мелосе - больше к "Евгению Онегину" и "Пиковой даме, а романс Варвары "Средь шумного зала" особых комментариев не требует). Хоры пролога и эпилога сделаны явно под "антиформалистического" Шостаковича, а оркестр под управлением Валерия Кирьянова играет то фугу, то пассакалию - но "полистилистика" здесь и недостаточно иронична, и не в должной степени по-настоящему сложна технически, не говоря уже о содержательной осмысленности, получается вроде и много всего разного, но замес грубый, эклектика неоправданная. Разве что во втором акте возникает женский романс (он и режиссерски решен почти как вставной номер, с использованием микрофона-стойки), напоминающий лучшие образцы камерной вокальной лирики Таривердиева - я бы не удивился, если он написан вне связи с замыслом "Фигаренки".

Остается порадоваться за голосистых и артистичных выпускников: Давид Посулихин (Фигаренко), Виталий Уваров (Альмавивов), Елизавета Нарсия (Варвара Сюзонова), Александра Гладышева (Розалия Трофимовна Альмавивова), Михаил Мышлянов (Керубинов), Андрей Макаров (Бартолович) и другие - диплом отпели достойно; как уж дальнейшая их судьба станет складываться - надо всем дожить, чтоб узнать. Положа руку на сердце, что-то более определенное легче было бы загадывать на будущее, послушав их звонкие, но неокрепшие и неотшлифованные голоса в иного рода и качества материале, потому что представленный "гротеск", вся эта позавчерашняя "фигаренка в кармане", судить о достоинствах вокала исполнителей едва ли позволяет, об актерских способностях немногим больше. "Жизнь похожа на искусство, лучше бы наоборот" - повторяют они бесконечно хором в прологе и эпилоге, но я бы (даже отвлекаясь от оценок поэтического, литературного качества текста куплетов, где попадаются и другие философические обобщения типа "известно, два конца у коромысла, а стало быть, и ведер тоже два") логику сентенции оспорил, пускай и согласен в целом с тем, что искусство должно быть на что-нибудь да похоже.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments