Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

completely free: "Нуреев" И.Демуцкого в Большом, реж. Кирилл Серебренников, хор. Юрий Посохов

Раньше говорили: "мы идем смотреть "Чапаева"!", а теперь "мы идем смотреть "Нуреева"! По Театральной площади страшнее шаг ступить, чем по Никольской, где бесятся футбольные фанаты (сравнения свежи, после театра мне надо было зайти в ГУМ по делам), то есть внешне все благопристойно, без раскрашенных и орущих, но когда на каждом шагу ты встречаешь до боли знакомое, мягко выражаясь, лицо... С другой стороны - меня ведь тоже "встречают"... Кому-то хватило и одного "Нуреева", а мне оказалось мало двух. Хотя я на предпремьерном прогоне дневном видел состав с Артемом Овчаренко:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3712349.html

а в первый премьерный день смотрел спектакль с Владиславом Лантратовым:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3713052.html

Прогон из бельэтажа, но слегка сбоку (специально туда сел, чтоб поближе), премьеру из первых рядов партера (чудом, повезло усидеть), потом собрал свои впечатления в общий текст и опубликовал -

http://www.chaskor.ru/article/rodinu_sebe_ne_vybirayut_42812

- но продолжал терзаться мыслью, что даже не попытался, тупо зассал, пройти на второй, вечерний прогон с участием Игоря Цвирко, моего любимого (не считая Вячеслава Лопатина, в одном составе с Цвирко великолепно танцующего развернутое соло "мужского письма") солиста балета Большого. Нынешнее мое упорное желание попасть на "Нуреева" опять подогревалось еще и поводом, что я Цвирко-то не видел, но на самом деле и просто пересмотреть постановку мне было важно. Снова проходил, подобно герою спектакля, через барьеры с паспортным контролем. Сидел снова в бельэтаже, но теперь прямо по центру, стараясь сосредоточиться, с одной стороны, собственно на танце, а с другой, на том, как ладно в целое собраны столь разнородные художественные элементы, какого фантастического качества и насколько жизнеспособный получился творческий "продукт", в основе замысла простой как все гениальное, главная (наряду разве что с "Триумфом времени и бесчувствия" Богомолова в МАМТе) премьера уходящего сезона, и я не только музыкальный театр имею в виду.

Безусловно, "Нуреев" - не балет, а в чем-то меньше, но в чем-то гораздо, гораздо больше, чем балет: и в плане формы, коль скоро это мультимедийное и мультижанровое представление-блокбастер включает в себя элементы от сольного и хорового пения до фотоинсталляции и декламации (третий раз с Игорем Верником, так и не услышал Владимира Кошевого, а Верник в тексте путается хуже чем на прогоне, ну что это такое...), но прежде всего содержательно, потому что посыл спектакля, его пафос, не говоря уже о душераздирающей предыстории и обстановке на премьере в рамки обычного репертуарного "балета" ну явно не вмещается. С другой стороны, как показала практика исполнения в балетных гала отдельных, вырванных из общего концептуального и визуального ряда дуэтных номеров, хореография Юрия Посохова сама по себе в блестящем исполнении солистов Большого отнюдь не бледный вид имеет! Я уже не говорю о том, как звучит музыка Демуцкого - вроде бы состоящая полностью из компиляций, контаминаций, стилизаций, но не просто уместная как саундтрек к пышному сценическому действу, а и заслуживающая (могли бы и устроить как-нибудь, между прочим...) концертной версии, студийной записи.

Возвращаясь к составам - Овчаренко, пожалуй, ближе к молодому Нурееву типажом, больше, впрочем, чертами лица, чем сложением, и неслучайно ему выпала сомнительная честь изображать Нуреева в игровых сценах посвященного "побегу" телефильма:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3769902.html

Лантратов однозначно из трех составов лучший в танце, но типаж совершенно другой, внешне он слабо напоминает растиражированный имидж Нуреева. Цвирко же берет темпераментом - наверное, он не столь изящен в движениях, как Лантратов, и менее лиричен, чем Овчаренко, зато горящий в нем "огонь" прорывается даже в статике, физически ощущается нерв, напряжение внутри; затем он наиболее раскован, по-хорошему "отвязен" - как требует от Нуреева фотограф Аведон, completely freе (неизбежна двусмысленность, свободный и... бесплатный); наконец, в Цвирко, единственном из трех Нуреевых, есть, грубо говоря, секс. При этом гомоэротизма в дуэте с Эриком нет все равно, потому что прекрасный Денис Савин секса лишен начисто, вернее, от сексуальности полностью и явно сознательно освобожден создателями постановки образ Эрика, а Савин придает роли весомости иными средствами, утонченным, проникновенным драматизмом своего танца; при до неприличия целомудренной хореографии Посохова (в этом номере и в остальных, включая и "блюз трансвеститов" Булонского леса в 1-м акте, и "немецкое порно" на острове во 2-м) дуэт Рудольфа и Эрика - это просто "уходили комсомольцы на гражданскую войну", и как бы о том не мечтали православные, ничуть на гей-порно не тянет.

В чем, однако, как ни смешно, тоже есть смысл. Потому что главный сюжет "Нуреева" - как раз гражданская война; война, которую каждый гражданин вынужден вести против своей страны, если эта страна - Россия; и, может быть, одержит победу, если этот гражданин - например, Нуреев; победит ценой бегства, отказа от гражданства этой страны - другого способа нет, а все, что на проклятой богом земле тебе было дорого, ты так или иначе унесешь с собой на подошвах. "Родины себе не выбирают, родину на свете получают" - верно заметила лауреат Сталинской премии Маргарита Алигер, чьи стихи с изумительным попаданием в интонации советского песенного официоза положены Ильей Демуцким на музыку (поверить невозможно, что это не раскопанный исследователями в закромах аутентичный эстрадный ретро-шлягер, но современная стилизация!). Родину не выбирают - но можно выбрать свободу. Пример и героя, и постановщика, и судьба спектакля, и факт моего третьего на "Нуреева" попадания - в комплекте лишний раз напоминают: пока жизнь не закончилась и остается еще хоть сколько-то, непреодолимы только те барьеры, которые внутри нас, которые мы сами перед собой ставим; через остальные можно перемахнуть, приложив соответствующие усилия, было бы желание, была бы цель. И как там "пьяные" у Вырыпаева выражаются - не ссать!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments