Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Комбинат "Надежда" реж. Наталья Мещанинова, 2014

За четыре прошедших с фестивальных премьер года так и не дождался, чтоб фильм хоть в каком-то вид (урезанном, запиканном, затертом...) показали по ТВ, а в прокат он и подавно не пробился. На выручку приходит интернет и возможность оттуда онлайн смотреть кино (картинка, правда, тормозит...) хотя бы на телеэкране, а не на мониторе ноутбука. Действительно - персонажи "разговаривают матом" и, как отмечали фестивальные критики, "матом думают", хотя на самом деле думают они в принципе с трудом, а вслух матерятся натужно, мат в качестве междометий, слов-паразитов и просто как фаза дыхания играющим жителей Норильска артистам с выучкой Школы-студии МХАТ даже при помощи режиссера разбежкинской школы дается не без труда, к тому же временами они как будто забывают про обязательные "бля". И все же после увиденных почти подряд (на деле разделенных парой лет) "Близких" Зуевой и "Комбината "Надежды" Мещаниновой мне подумалось, что если у молодого русскоязычного кино условно-"социальной" направленности есть какое-то определенное "лицо" - то это лицо Данила Стеклова. Он и в театре (опять-таки в МХТ, при том что начинал в "Сатириконе" и я там его застал еще в роли Ромео!) играет обобщенно-собирательный типаж вот таких "простых ребят из глубинки", будь то фантасмагорический Дмитрий Артанян в богомоловских "Мушкетеров" или приземленно-бытовой, с убогой "психологической" начинкой герой из "Боюсь стать Колей": хороший парень, наивный, в чем-то ограниченный, по недомыслию готовый совершить грубую, даже фатальную ошибку, но не теряющий способности отличать добро от зла. В фильмах - то же, только попроще. Насколько подобный образ надуман, а то и фальшив - другой разговор.

У меня от "Комбината "Надежды", разумеется, ощущение фальши осталось очень стойкое, и не потому, что действительность норильская в нем изображена беспросветно - действительности вообще, в принципе, в высшей степени присуще такое качество, как "беспросветность", даже и, наверное, калифорнийской или канарской, тем более московской, а про норильскую и говорить нечего. Но тем уродливее смотрятся и самые умелые, успешные - а в случае с Мещаниновой еще и не самые... - потуги объяснить отсутствие выхода для героев социальными обстоятельствами, в духе "а вот они, условия, а вот она, среда". Как ни странно, до некоторой степени тронул меня, на самом примитивном уровне, сюжет, зацепили жалкие, мелочные проблемы персонажей, и бытовые трудности, и личные драмы - парадокс, но в них, универсальных, общечеловеческих, авторам картины удается сказать куда больше важного, чем в том, что они сами старательно выдвигают на первый план. Да, производство тяжелое, работники предприятия болеют, а уехать трудно, да и уедешь, все равно останешься "норильчанином". Однако сильнее цепляет туповатая медсестраСветка (Дарья Савельева), рассчитывающая, что ее юношеская любовь Макс - он как раз "уехал", общается пара по скайпу - к ней вернется, ну или, точнее, она к нему, короче, будут они вместе, даром что Макс (Михаил Тройник) травмирован, ноги отморозил из-за Светкиной соперницы Нади (Полина Шанина). Правда, обидно же за Светку - девке 18 лет, родители ей на совершеннолетие квартиру дарят (ну тоже в Норильске, не в Ницце, а все-таки собственное, отдельное жилье), а она только про Макса и помнит, да вот Макс почти забыл Светку... С досады Светка, отправляясь к "вонючим трубам" (не знаю, каково соотношение в этом локальном образе символического наполнения и норильских топонимических реалий) с приятелями праздновать д.р., сталкивает Надю с дебаркадера в залив, не позволяет ей выбраться назад, та при попустительстве присутствующих и наблюдающих парней самостоятельно пытается выплыть, добраться до противоположного берега - ну и понятно, известно заранее, чем дело заканчивается, что случилось с вашей Надеждой, которая, по совести сказать, и впрямь давала повод для упреков в чересчур легком поведении.

Кстати, случайно или нет, но тут возникает ассоциация с "Леди Макбет Мценского уезда" Лескова, только у классика социальная среда и домашний уклад служат ну пусть не фоном, а все же лишь катализатором для темных страстей неудовлетворенной бабы, тогда как в "Комбинате "Надежда" именно социуму предъявляются основные счета. Что касается "среды" - она по-своему колоритна и воссоздана более-менее умело. Про "достоверность" молчу, в Норильские не бывал, к счастью, но не сомневаюсь, что тамошняя жизнь еще гаже, чем в фильме показано - у персонажей по крайней мере развлечений хватает, и не в пример предшествующему поколению в их распоряжении, помимо клубной самодеятельности (музыкальные группы, ВИА, песни поют, про город родной в том числе) еще и мобильники с компьютерами, и интернет, и тот же скайп - а счастья почему-то нет... Светка же, украв сколько-то денег, поспешает в аэропорт, спрашивает про самый ближайший рейс, но в Екатеринбург лететь не хочет, а берет билет до Москвы, мечется, не вернуться ли, но вроде все-таки под конец отправляется на посадку. Далеко ли улетит - тоже вопрос риторический; такой, стало быть, "комбинат".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment