Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Американская пастораль" реж. Эван МакГрегор, 2016

В свое время "Американская пастораль" даже неожиданно попала в программу "Амфеста", где мне ее, правда, посмотреть не удалось - но довольно быстро она добралась и до ТВ. Все-таки экранизация "живого классика" Филипа Рота, подумал я, справился в интернете - оказалось, уже не "живого", а просто типа "классика": Рот аккурат месяц назад помер. Богатым и знаменитым, в возрасте 85 лет, как и полагается настоящему революционеру, борцу за права угнетенных против капитализма, империализма и всякой такой лживой "американской мечты", разрушителю "пасторальной" Америки. К старости, правда, борец малость присмирел, но с концами в "расстриги" не подался, и хотя леваки-террористы 60-х у него задним числом осмыслены отчасти иронически, отчасти критически, но неизменно с уклоном в трагизм - а виноват во всем тем не менее капитализм, потребительство, Белый дом с Пентагоном, война во Вьетнами, расовая сегрегация и лично Ричард Никсон. Книжке-то уж тридцать лет, считается она тоже большой литературой - не знаю, я такое читать не могу, будь литература хоть трижды великой, мне грошовый попсовый фильм и тот дался с трудом.

Макгрегор, который и не собирался становиться режиссером, по крайней мере не на этом проекте, а подхватил работу, брошенную умельцем помастеровитее, вынужденно дебютировал с историей, в которой сам же сыграл главную роль. Героя зовут Швед, но это кличка и никакой он, конечно, не швед, но, что неизбежно для такого сорта литературы, еврей по фамилии Левов. Его еврейские родители не в восторге, что сын женится на гойке, но христианка (Дженифер Коннели) все же королева красоты штата, бывала на приеме у губернатора, к тому же девица решительная, и на радостях, что кончилась недавно война (а Швед - морской пехотинец, живым-здоровым домой вернулся в 1945м), что бизнес процветает (фабрика по производству дамских перчаток), иудейские предки дают добро на брак. Вот только дитя любви, дочка героев, едва подросла (играет ее уже давно подросшая Дакота Фанинг), подалась в революционэрки-террористки, и взорвала местное почтовое отделение; при теракте погиб человек.

Помимо капитализма и войны во Вьетнаме к террору девушку-подростка из богатой благополучной семьи подтолкнуло, по версии автора, заикание. Вернее, заикание послужило симптомом того, что благополучие капиталистов - липовое, мнимое, и уж всяко неправедное. О том спортсмену, ветерану и просто красавцу с его женой толкует дама-психоаналитик, пользующая дочурку, и она же потом поспособствует укрыванию террористки. После взрыва дочь пропадает бесследно, семья в ее виновность не верит - а зря, невинная полуеврейская девочка отлично научилась изготавливать самодельные бомбы и взрыв, устроенный ею с подельниками, борцами за счастье человечества против американской кривды, не единственный, и жертва не единственная тоже.

Пока дочь пропадает неизвестно где, прячась с подельниками по норам, мать постепенно о ней забывает и сходит с ума, потом для поправки здоровья делает в Европе пластическую операцию и начинает новую жизнь, в новом доме, с новым мужчиной, увлеченная новым искусством; а отец-перчаточник, наоборот, только и думает, как бы разыскать наследницу. Хватается за соломинку - к нему заявляется под видом журналистки еще одна бомбистка-еврейка, вымогает деньги, требует ее трахнуть, но честно говоря, этот образ в фильме вышел невнятным до такой степени, что даже и говорить совестно. По крайней мере свою сюжетную функцию персонаж выполняет - подельница дает отцу сведения о дочери. Та отошла от терроризма и переметнулась в индейскую секту, исповедующую полное пренебрежение всяким насилием, вплоть до того, что адепты секты не моются, дабы не причинять вред воде.

Не знаю как на чей вкус, а по-моему про воду - дико смешно (особенно с учетом, что причинять "вред воде" избегает скрывающаяся от суда убийца по меньшей мере трех человек), да и все остальное тянет пусть на черный, но юмор. ФильмА же до неприличия серьезна, типа "драматична", на деле просто сентиментально-уныло-занудная киношка получилась. И встречи отца с дочерью предполагают, что следует расчувствоваться: мол, жизнь у людей не удалась... Почему не удалась жизнь у людей, всем обладавших для того, чтоб она удалась - некогда задумываться, хотя стоило бы. Ну опять-таки по умолчанию считается, что виновата "американская мечта", не годится она, видите ли, для евреев (наверное, немецкая мечта им подошла бы скорее...), да как ни крути, а по факту - с жиру бесится девочка и все тут. Заложенные в исходной идее еврейские комплексы, сочетание высокомерия с самоуничижением, Эван МакГрегор своей неловкой, неумелой режиссурой переводит из социально-политического памфлета в плоскость семейной мелодрамы.

На выходе - ни богу свечка, ни черту кочерга: вроде бы и террористов создатели картины осуждают, ну всяко не оправдывают; но и их мишени, их цели продолжают по инерции "обличать"; сатира на "во всем виноваты американцы" выходит дохленькой, сочувствие "невинным жертвам" лицемерным. Того же Шведа, не говоря уже про дочку, можно было показать смехотворными фриками - вот это было б любопытно. В противоположном случае, но при мало-мальски качественном воплощении, удалась бы старомодная, но может быть заслуживающая внимания квазимарксистская мерзость. А получилось очередное заскорузлое говно, с затхлым интеллигентско-левацким душком, приперченное для свежести "гуманистическим" посылом.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments