Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Ритуал" реж. Ингмар Бергман, 1969

Если б "Ритуал" вышел до "Лица" -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3794535.html

- напрашивалось бы предположение, что в нем Бергман намечал концепцию, сюжет, характерологию будущего полного метра, осваивал бы тему на подступах, чтоб потом реализовать ее с максимальной полнотой. Однако хронология появления работ обратная, временной разрыв достаточно велик ("Лицо" снято аж в 1958-м), к тому же Бергман и в любой "чепухе" типа короткометражного пластического киноперформанса "Танец проклятых женщин" (1976) предлагает завершенное высказывание, а "Ритуал" до полного метра не дотягивает формально самую малость, это вполне "полноценная" картина, даром что продолжительностью "всего" 70 минут, создана для ТВ при минимальных затратах, за 16 дней, в павильоне, с участием всего четырех актеров, не считая самого Бергмана, изображающего безликую фигуру священника-исповедника в одном из эпизодов. К тому же персонажи-актеры, вернее, артисты "оригинального жанра", сомнительного, не до конца ясного амплуа, проходят через все творчество Бергмана, иногда задавая символический фон, как в моем любимом "Молчании", но нередко выступая и главными героями.

Сюжет "Ритуала" номинально строится на обвинении гастролирующего трио, супругов Ханса и Теи Винкельманов и Себастьяна Фишера, в некоем неподобающем поведении, точнее, в том, что своим театрально-концертным номером они нарушении общественной нравственности, порядка и спокойствия. Четвертый персонаж - судья Абрамсон, расследующий "дело" и ведущий "допросы". В композиции "Ритуала" сцены комнаты для допросов перемежаются с остальными, в гостиничном номере, баре и т.д. Из официальных допросов и из приватных разговоров "обвиняемых" между собой можно узнать много про артистов, уяснить, что супруга Винкельман (по-моему это одна из выдающихся ролей Ингрид Тулин, да еще как снятая неизменным Свеном Ньюквистом!) сожительствует с Фишером, о чем Винкельман (Гунар Бьёрнстранд), он старше обоих, знает и к чему относится спокойно, даже дает Фишеру в обращении с собственной женой советы весьма интимного свойства (по меркам кинематографа 1969 откровенность вызывающая, кого-то подробности и сегодня вгонят в краску), а у "молодой пары" действительно не все гладко, плюс к прочему "труппа", как бы "прописанная" в швейцарской Асконе, живет разъездами, но с ангажементом трудности и с заработками, стало быть, тоже, турне на Дальнем востоке срывается из-за какой-то войны, Америка тоже под вопросом, поездками по Италии не прокормишься; у Фишера в прошлом - тюремное заключение за непреднамеренное убийство коллеги, а еще травма, последствия которой якобы вынуждают его носить темные очки (он снимает их и никаких последствий не видно...) - короче, много удивительных подробностей. В то время как про судью ничего не известно - и не будет до самого конца. Ну разве что он позволяет себе вымогать у Винкельмана взятку, чтоб затем упрекнуть того в попытке подкупа чиновника, а его жену пытается изнасиловать во время допроса, хотя по сути она сама себя предлагает, тоже в качестве своего рода "взятки".

Фундаментальные для Бергмана категории веры-безверия, морали и греха, исповеди и искупления, отпущения, в "Ритуале" присутствуют, но скорее как раз "ритуально", а метафизический конфликт возникает между не вписывающимися в рамки закона, традиций, привычного образа поведения "гастролерами", с одной стороны - и ревнителя устоев, официальных и негласных, в лице судьи, с другой. Судья будет, естественно, посрамлен, и более чем, решительнее, чем происходит с противной стороной аналогичного конфликта в сходном по замыслу, но все-таки более "жанровом" и "зрелищном", более "понятном" - как бы - да и более ироничном, чуть ли не оптимистичном "Лице". Последняя перед финальными титрами сцена "Ритуала" представляет собой собственно "ритуал", то есть спорный, оказавшийся под подозрением номер, реконструированный с участием непосредственно судьи в ходе "следственного эксперимента". Смотрится эта малобюджетная реконструкция тем смехотворнее - по крайней мере сейчас - чем сильнее стараются казаться "зловещими" ее участники в черных плащах с капюшонами (впрочем, они приходят в судье под дождем), чем эффектнее хлещет в металлический таз "кровь" из взрезанного ножом мешка и т.д. Висящие огромные модели фаллосов и Тея Винкельман-Ингрид Тулин с обнаженной грудью спустя десятилетия в этом стилизованном кинодействе производит совсем уж чуднОе, будто пародия, впечатление. Для судьи, вынужденного из таза с "кровью" (будто бы) "выпить свое лицо", тем не менее "эксперимент" заканчивается летальным исходом - уже титры сообщают на прощание, что констатирована смерть судьи от сердечного приступа, артисты же, уплатив штраф по предъявленному им изначально обвинению в "нарушении..." и т.п., покидают неназванные город и страну, чтоб никогда не возвращаться.

На поверхности лежит суть противостояния судьи и "артистов": он на стороне рассудочно-обывательских представлений о человеческой природе, они все эти представления нарушают как в своей, с позволения сказать, "творческой деятельности", так и в личной жизни, в быту (сцена Фишера и мадам Винкельман в гостиничной спальне с этой точки зрения по меркам 1960-х опять-таки довольно вызывающая). Но как и в "Лице", как в "Вечере шутов" или в позднейшем, уже не столь аллегорическом, сколь углубленно-психологическом опусе "После репетиции" сущность "артиста" тоже неоднозначна, его преимущества перед "обыкновенными", "простыми" людьми вроде и очевидны, но внутренние противоречия также делают персонажей подобного плана, при всей их видимой власти - над окружающим их обществом, и чуть ли не самим пространством, природой, даже космосом - ущербными, во всяком случае уязвимыми путь не для внешних воздействий, не для человеческого "суда", то для собственных темных сторон. И кто кого в "Ритуале" преследует, кто над кем измывается имеющимися в их распоряжении средствами - общество в лице судьи терзает свободных художников "по закону" или не признающие над собой власти комедианты-шарлатаны (а может демоны?) нарочно раздражают туповато-благопристойных обывателей псевдо-мистическими откровениями - еще вопрос.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments