Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Волшебный рог мальчика" и 4-я симфония Малера в КЗЧ: оркестр MusicAeterna, дир. Теодор Курентзис

Каждый раз хочется сосредоточиться на музыке, каждый раз стараюсь - не получается, невозможно. И каждый раз хочется забыть про публику, про ее, в случае с Курентзисом конкретно, специфику - но ведь Курентзис не позволяет. Да, это скотство, когда в зале звенит мобильник - но он ведь звенит всегда, и Курентзис, уж какой ни духовидец и душеводец, а не с луны свалился, и наверное, догадывается, что мобильник зазвенит, если уж мы здесь, грешные земляне, это предполагаем почти наверняка? Почему же тогда он считает, что можно дважды за концерт прерывать выступление, чтоб сделать залу выговор, вместо того, чтобы, для начала, пустить стандартное объявление с предупреждением и просьбой выключить звук телефонов? Такое объявление Курентзис считает, возможно, неуважением к публике, а держать втайне программу, скрывать, что будет играть, до последнего, как было в прошлый раз, и не объявлять даже непосредственно перед выступлением номера, как он делает регулярно - это, видимо, "уважение", и более того: слушайте, мол, музыку, всем сердцем, а не думайте о том, кто и когда ее написал. Но дай же тогда послушать! Ладно один раз отвлекся на нравоучения, в перерыве между номерами вокального цикла - но на середине симфонии останавливаться, это же надо совсем спятить, а коли невмоготу далее творить в такой обстановке, так уж, по крайности, прерви концерт совсем, уйди со сцены, чтоб урок запомнился... Ну а боишься, что притянут неустойку выплачивать - так не выебывайся, стой на месте и знай себе руками размахывай, большего от тебя никто не требует. Тезис "публику надо воспитывать", вообще, из той же серии, что "с оркестром надо репетировать" - положим, что и надо, но когда уже звучит публично 3-я часть 4-й симфонии, приступать к второму, равно и к первому, несколько поздновато. Ты, демиург, требуешь от собравшихся пиетета, священного трепета - вероятно, по праву, но от кого требуешь, она ведь, публика, со своими мобильниками, не Малера слушать пришла, она же на тебя, блядь, такого красивого и загадочного любоваться пришла, и ты для того постарался! Чтоб и Бари Алибасов, и Ксюша Собчак, и директора Третьяковки, ГМИИ, "Гаража", Мультимедиа арт музея, и тут же незаменимый для филармонии А.Г.Кондрашов, да-да, тот самый, среди вип-гостей со своей всегдашней компаньонкой (а нынешний проект Курентзиса был как раз филармоническим, одно к одному) -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3236562.html

- и бывшие министры, и владельцы заводов-газет-пароходов собрались, и девушки в платьюшках - на другого кого в жизнь не соберутся, а на тебя как на завод по гудку, и вот ты к ним выходишь, словно шаман, но реши для себя сам и договорись заранее с аудиторией, литургия у тебя или контактный зоопарк! Мобильникам, значит, нельзя звонить - но ок, нельзя так нельзя. А фотографировать своего кумира, стало быть можно - с этим определились. Разговаривать вслух - можно? Программки листать - можно? Ну если не очень громко, чтоб слышно не на сцене, только ближним трем рядам вокруг - ну можно, да? Пленкой шелестеть нежелательно, но если в нее букеты для кумира завернуты - ничего, сойдет? Иначе вот у меня за спиной через пару минут после паузы с выговором по по ходу 4-й симфонии Малера, едва Курентзис продолжил с оркестром ворожбу, Ольга Свиблова получила, судя по громогласному писку агрегата, какое-то архиважное сообщение. Люди-то все уважаемые, занятые - Чулпан Хаматова тоже опоздала, и чтоб не поднимать рассевшихся по свободным местам маленьких любителей искусства, устроилась до конца первого отделения на ступеньке, демократично, по-молодежному - в КЗЧ строго запрещают на ступеньках сидеть, администраторы гоняют в хвост и в гриву, но если Хаматова, да еще на Курентзисе - пускай себе сидит, ничего? Да правильно, пускай - но, выходит, Свибловой тоже можно телефоном пользоваться? Ежели нет - Ольга Львовна ведь, надо думать, не билет в кассе покупала и не приглашение стреляла перед началом, а по личному зову Курентзиса и пришла, так ты ей скажи, Курентзис, раз она такая неумойка, иди-ка ты, Ильвовна, к такой-то мультимедии, и научись себя вести среди порядочных людей... или на крайняк, чтоб культурно, и, главное, музыке не в ущерб, просто запомни и в следующий раз не приглашай - но ведь пригласит, бля буду пригласит! Потому что это все не случайные, не противоречивые, не взаимоисключающие явления, но элементы гармоничного целого, когда уже непонятно, где шаман, а где шарлатан, где настоящий художник, а где балаганный петрушка, клоун самовлюбленный... Может хотя бы в сугубо музыкальной части все прошло, не считая двух "незапланированных" (якобы) пауз безупречно? Нет же, баритон Флориан Бёш терпимо пел в теноровой тесситуре, а в "собственной" на форте кричал, на пиано пропадал намертво. Сопрано Анна-Люсия Рихтер по сравнению с ним выступила прекрасно, звонкоголосая, хотя скорее камерного плана, но достаточно сильная вокальная индивидуальность, чтоб полностью раствориться в дирижерской "ворожбе", и с оркестром взаимодействовала негладко. Да по большому счету, даже в вокальном цикле первого отделения певцы, особенно певец, оркестр мешали слушать - это ли не чудовищно, что же тогда назвать провалом?! В финале симфонии соло сопрано (это уже после прерванной третьей части) в оркестр "влилось" точнее... Но это как в случае с бисом (никто не расслышал, что там Курентзис пробормотал, решив все-таки объявить вдруг, снизошел), уже было неважно, хотя нельзя не признать, что от альпийских пейзажных акварелей симфония к третьей части воспарила вместе с дирижером в горние выси - тем более нельзя было это парение прерывать, и кстати, я, очень резко всегда реагируя на посторонний шум, из ближнего амфитеатра звонка, возмутившего нашего мага, вовсе не расслышал. Он несомненно имеет право - и парить, и опускаться, и опускать виновных, и поднимать до себя удостоенных, дважды прерываться, чтоб сделать замечания выродкам, а потом, купаясь в овациях и цветах от тех же выродков, играть для них на бис какую-то хрень в латинских ритмах с "африканскими" барабанами под восторженный рев и перед уже настоящим частоколом мобильных камер - сколько угодно. Публика "отрабатывает" свои затраты, а Курентзис "отрабатывает" затраты публики, и прерванный концерт, напоминание, что мы присутствуем при священнодействии, а не просто музыку послушать пришли (это, кстати, вообще в духе времени, когда все кругом "сакральное" и "верующие оскорбляются") тоже часть мультимедийного шоу, без окриков и проповедей что, ну сходили и сходили, а так - сначала цыкнул, потом сплясал на бис, сперва испугались и устыдились, потом расслабились: он нас простил, он берет нас в свой рай! Лично я лояльно готов отнестись к любому смехотворному пафосу, и даже в сочетании с попустительством халтуре, хошь мистерия, хошь театр петрушки - пожалуйста, но не утрачивая связи с реальностью, не теряя остатков здравого смысла вслед за последним стыдом; непоследовательность, двусмысленность, лицемерие - бесят, и музыки никакой уже не надо, музыку я предпочту послушать на концертах скромного, но честного консерваторского оркестра, с которым, между прочим, в уходящем сезоне Курентзис выступал и это выступление тоже умудрился превратить в цыганскую ярмарку с медведями.

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3762228.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments