Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

а у нас осталась ваша вещь: "Чайка" А.Чехова, "Сатирикон" в театре им. Вахтангова, реж. Юрий Бутусов

Вот тебе и театр - перед началом публика приветствует ЮН как рок-звезду, да и то сказать: со следующего учебного года в школу пойдут дети тех, кто познакомился на бутусовской "Чайке". Половина зала - фанаты: наверное, нет другого такого спектакля, на который ходят десятки раз. Я не десятки (мне некогда), но тоже хожу, со счета малость сбился, первый раз был в 2011-м, спустя несколько месяцев после премьеры:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/1986410.html?nc=1

Однако сейчас, помимо желания, был еще и достойный повод. "Сатирикон" впервые играет "Чайку" на вахтанговской сцене, и хотя я с сомнением отношусь к тому, что площадка может менять восприятие постановки, да и саму постановку (если не брать технические параметры, но образный строй, моя личная зрительская практика показывает, что разговоры подобные от лукавого, и, к примеру, "По ту сторону занавеса" Жолдака на родных Александринских подмостках смотрятся не лучше и не хуже, чем в гастрольной версии на сцене МХТ, а "Алиса" Могучего в стенах Каменноостровского филиала БДТ не то что не выигрывает, но пожалуй и уступает разъездному варианту, показанному в павильоне бывшего завода на "Текстильщиках"), тут дело совершенно другое.

Для "Чайки" Бутусова театр - и главная тема спектакля, и его сквозной сюжет, и пространство для игры, и модель космоса. Между тем возникла она в здании, для театра вовсе не предназначенном - "Сатирикон" ведь строился под кинотеатр. Потом, когда он закрылся на ремонт, "Чайка" переехала в Театриум на Серпуховке - ну тоже не театральное по сути помещение. Тогда как театр Вахтангова - "старинный многоярусный" (ну "старинный" условно, однако красный бархат, позолота, ложи и балконы - в наличии), академический, и вот сюда бутусовская "Чайка" вписалась как влитая, будто для этой сцены и ставилась, будто так и задумывалась.

И здесь весь бутусовский "рок-н-ролл", вся спонтанность, импровизационность, иррациональность этой сценической феерии приоткрывает свою содержательную, концептуальную (как ни странно) подоплеку; не сводимая к "хаосу грез и образов", обнажает композиционную структуру, такую жесткую, продуманную, высчитанную (при кажущейся бесконтрольности, аморфности) до мелочей: от вступительного монолога-манифеста Треплева-Трибунцева о природе театра до каскада "вариаций" с заменой актеров в конце 2го, начале 3го, и, главное, в 4-м актах; от провала пьесы Треплева до фурора эскапады Шамраева. Не скованная определенной, пусть сколь угодно многозначной "интерпретацией", "трактовкой", но предстающая целым фейерверком спрятанных в ней потенциальных возможностей, "Чайка" Чехова в спектакле Бутусова преломляясь, подобно лучу света в капле воды, сияет всеми красками радуги одновременно.

Всех, даже полуживотное Шамраева/Медведенко, даже замороченную Полину Андреевну, не говоря уже про несостоявшегося литератора Сорина, распирает, разрывает от нерастраченной творческой энергии, которая выплескивается, перехлестывает через края. Кстати, о заменах - не знал заранее, сперва не понял, что произошло, а поняв, обалдел от того, что доктора Дорна играет актер театра им. Вахтангова Виктор Добронравов. Причем не дебютирует - просто я до сих пор не попадал, а оказывается, Добронравов время от времени выходит в "Чайке" вместо Осипова. Актер он, безусловно, "бутусовский", одна из главных фигур в "Беге", но все-таки несколько иного опыта - однако легко, появляясь нарядным, в костюме и при галстуке, расправляя красный зонтик над Ниной-Стекловой ("скоро взойдет луна"), и далее, ударной сценой с пенопластом и целлофаном в клочья, включается в ритм, задаваемый, как всегда, самим Бутусовым, присутствующим в "Чайке" собственной персоной; а до чего хорош, неподражаем Добронравов с его особенной - изящной, лиричной - эксцентрикой в пародийном "номере" на песню "памяти Карузо" 1м акте! Хотя, конечно, "Чайка" Бутусова - вещь ансамблевая, в ней каждый, вплоть до персонажей безымянных и бессловесных, важен, но индивидуальности исполнителей, равно и судьбы героев, растворены в ослепительном и оглушительном действе, таком "вахтанговском" по духу.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments