Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Красный воробей" реж. Фрэнсис Лоуренс

На сцене Большого театра балерина танцует с Сергеем Полуниным, но партнер роняет ее и - хрясь, нога пополам! Не успела девушка подняться на ноги с больничной койки - к ней уж дядя, самых честных правил, офицер ГБ: раскрывает глаза, что уронили и покалечили артистку нарочно, из ревности и зависти. Ну в ГБ врать зря не станут, однако девушка сама пошла проверить - и правда: Полунин ее соперницу ведет в женскую раздевалку и там они под струями душа совокупляются так жарко, что нежное сердце балерины не выдерживает: отмудохала героиня обоих по первое число. Что же дальше, куда ей с покалеченной ногой? А дома в маленькой каморке больная мать, за лечение которой платит Большой театр, и за квартиру тоже - поможет снова дядя.

В оригинале, как я понял из аннотаций, героиню Дженнифер Лоуренс зовут Доминикой, но Доминика Егорова для русскоязычной публики - это уже, видимо, ту мач, переименовали в Веронику. А потом еще и в Катерину, потому что дядя устроил племянницу в спецшколу для секретных агентов. Вернее как оно вышло - сперва дал задание, чтоб завлечь одного богатея нелояльного, она справилась, врага народа прямо на ней, то есть буквально даже в ней, и удавили, потом собирались ее убрать, но дядя не зверь, так балерина Доминика-Вероника стала Катериной-воробьем.

Смысл и назначение "воробьев" - очаровывать, соблазнять и манипулировать. В школе не только девушки - есть и парни. Так новым партнером Дженнифер Лоуренс, теперь уже не по сцене, а по тренингам, на место в Большом театре побитого Сергея Полунина заступает актер театра им. Маяковского, в мире пока еще менее, но лично мне гораздо лучше известный еще со студенческих его лет Макар Запорожский, которому тоже достанется от воробышка-Кати - небось тут вам не kingsman!

Школа для воробьев - заведение специфическое, и пожалуй учебные эпизоды в фильме самые забавные, именно здесь, одно уж к одному, и Шарлотта Рэмплинг появляется суровой, бескомпромиссной наставницей воробьишек. Шарлотта Рэмплинг - своего рода "знак качества наоборот": если она присутствует в картине, значит фильм полное говно без вариантов, ни в чем мало-мальски приличном, порядочном бабулька давно не участвует - неважно, речь об артхаусе или о попсе, о футуристической антиутопии или криминально-шпионском боевике, Шарлотта Рэмплинг не подведет, в том, что продукт на выходе получится отстойным, сомневаться не следует. Она и здесь не подкачала - уж как она мудрует над воробьями-кадетами, что творит, и не меняясь в лице!

Молодое поколение, впрочем, старается соответствовать планке, заданной мэтрами. Увы, персонаж Макара Запорожского быстро уходит из поля зрения, но успевает сперва напасть на героиню Дженнифер Лоуренс в душе и почти успешно, но не без ущерба для себя ее изнасиловать (в душе, как показывает практика Большого театра, это удобнее всего делать), а потом, когда девушка оказывает должное сопротивление, уже на "педсовете" ему предлагают повторить попытку прилюдно: этюд, по сложности как раз для представителя русской театральной школы (впервые я увидел Макара третьекурсником ГИТИСа в дипломном спектакле по "Униженным и оскорбленным", где он играл главную роль, рассказчика Ивана Петровича), на сопротивление, на преодоление - героиня Лоуренс раздвигает ноги, Запорожский снимает трусы, дрочит, но у него не встает, потому что, и это прекрасный красный воробей Вероника-Доминика прекрасно понимает лучше всех, он хочет не выебать ее, а совешить насилие и подчинить... Конечно, надо понимать и другое - Олег Львович в ГИТИСе не такому учил Макара, да и Сергей Полунин в Английском королевском балете вряд ли мечтал, что будет агенток ФСБ на сцену Большого ронять, но если ветераны Голливуда сраму не имут, молодняку-то подавно грех пенять на сомнительные контракты.

Долго ли, коротко ли, но переквалифицировавшуюся из белых лебедей в красные воробьи Доминику-Веронику-Катерину, натренированную Шарлоттой Рэмплинг, отправляют куда Макар телят не гонял на первое (не считая убийства в гостинице, где она служила лишь пташкой-приманкой) задание - так она вслед за евреем и наркоманом попадает в Вену. Летит воробышком за границу, чтоб заслужить доверие у ЦРУшника, ищущего восстановления контактов с "кротом", роющим в самых верхних слоях ФСБ. О предсказуемости всей этой высосанной из пальца интриги говорить излишне: "воробей" влюбляется без отрыва от легенды, походя подставляя американскую сенаторшу (играет ее Мэри-Луиза Паркер), а "кротом" оказывается тот самый генерал, что так строго наблюдал за ее обучением. ЦРУшника играет сильно поднявшийся за последние годы актер Джоэл Эдгертон, а генерала-"крота" - вконец опустившийся (почти до уровня Шарлотты Рэмплинг) Джереми Айронс.

Я так и не понял, почему воробьи здесь "красные" - с коммунистическими декорациями покончено, теперь в тренде православие-самодержавие, и должен быть "русский воробей", "царский воробей", или, того лучше, "святой воробей" - но как и Доминика для русского уха, духовность, наверное, не катит на растленном западе, им, тупым, привычнее реагировать на "красное". А может это ироничный отсыл к "Чтиву" Чарльза Буковски - именно там мне в свое время попался абсурдный, фантасмагоричный образ "красного воробья", ничего общего, правда, не имеющий с кровавой рукой Кремля? Так или иначе охота за красным воробьем здесь приносит добычу лишь в виде воробьиного помета. Ну если уж не интерьер Большого театра и не фасад штаб-квартиры ФСБ, так хоть американское посольство могли бы сделать похожим на реальную действительность?

Вместе с тем нельзя не признать, что русские - фашистские звери-садисты, ни в грош ни ставящие человеческую личность и к своем более беспощадные, чем к чужим - изображены в "Красном воробье" с предельной степенью достоверности и узнаваемости. Другое дело, что авторы явно закладывали в образы русских львиную долю гиперболы и гротеска, а то, что бездарным и неумным, но цивилизованным людям казалось жестокой сатирой, карикатурой, обличением, объект "сатиры" склонен принимать скорее за комплимент, они, разумеется, не учли, что коммерческой судьбе картины, впрочем, на пользу, иначе непременно возмутились бы очернением красно-коричневые православные и не видать "Красному воробью" широкого русскоязычного проката, а православные смотрели бы вместо него в двойной дозе "Собибор" - ну и кто выиграл бы? А так все довольны, все при деле. Не стреляйте в красных воробьев!

Просто чересчур уж человечной посреди тотального русского зверства оказывается главная героиня Доминика, сыгранная Дженнифер Лоуренс. Признаться, я почти до последнего не переставал надеяться, что в результате стрельбы из пушки по красным воробьям те обнажат зубы птеродактиля и ЦРУшника воробьиха наебет порвет в клочья, хотя бы и влюбилась, подумаешь - да зародину родную мать не жалко в утиль списать, не то что расчувствовавшегося американца. Однако Доминика, не забывая, кстати, и про мать (та как муха выздоравливает) проворачивает с "кротом"-генералом интригу, в результате которой под раздачу подпадает все тот же самых честных правил дядя-патриот: спас племянницу, думая ее использовать, а она его использовала и не спасла - застрелили дядю, свои же застрелили, зародину-мать. И пускай на подобную дешевку не купится и кинокритик, а контрразведчик подавно - тут ведь главное не правдивость, не убедительность, главное, что у них одна, да-да, одна - святая - к родине любовь, скажи-ка, дядя!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments