Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

ни поплясать, ни поговорить: "Гипнос" в театре "Практика", реж. Олег Глушков

Завидная востребованность Олега Глушкова имеет обратную сторону: "гремят" созданные им или его при участии на сценах крупных театров коммерческо-развлекательной направленности "блокбастеры", в силу чего может сложиться впечатление, будто "Все о Золушке" или "Синяя синяя птица" и есть самые характерные образчики его творчества. Я, конечно, не знаю, что по этому поводу сам Олег думает, и уж вероятно, что ни в одной из своих работ он не халтурит сознательно, однако музыкально-комедийно-семейно-народные шоу воздвигают перед режиссером объективные рамки, в которых он уже проявляет себя, насколько хватает сил и фантазии.

По счастью, Глушков не перестает творить и в масштабах камерных, студийных - как режиссер-педагог, причем "педагогические" задачи у него никогда не берут верх над "режиссерскими", то есть сугубо художественными. И для меня до сих пор абсолютной вершиной, безоговорочным, не нуждающимся в скидках шедевром остается глушковский пластический диптих "Печальная история одной пары" и "Истории, подслушанные в чужом iPod", которые Олег поставил в гитисовской мастерской Олега Кудряшова на курсе, где учился (сильно отвлекаясь на киносъемки...) Григорий Добрыгин, ныне сам преподаватель в той же мастерской и продюсер "Гипноса". "Печальную историю..." мне когда-то пришлось смотреть стоя - популярность того потока "кудряшей" и особенно глушковских спектаклей с их участием даже бывалым партизанам вроде меня не оставляла шансов найти в зале свободное место. На "Гипнос" мне выписали приглашение в первый ряд, за что отдельное спасибо - мы ведь все не молодеем, желательны бы напоследок с комфортом усесться! А на сцене у Глушкова, как и раньше - совсем еще юные ребята, студенты, уже многое умеющие, но еще раскованные, готовые на эксперименты и доверчивые к постановщику.

Что важнее всего, не скован здесь и режиссер, не ограничен нарративностью, костюмностью, пышностью "богатых" декораций; не вынужден откликаться на запросы аудитории (примечательно: и коммерческому успеху "Гипноса" такая творческая свобода тоже пошла на пользу!). Ироничная преамбула, вводящая в "транс" скорее артистов, чем зрителей, задающая игровую ситуацию "групповой психотерапии" исполнителям, а не публики, отбивается от основного действа-"путешествия" саркастичным монологом о зрительских ожиданиях, сомнениях, вопросах: мол, танцевальный спектакль или пластический, будет текст или нет - текст, мол, как видите, есть, а танцевальный или пластический, ответить трудно... Конечно, "Гипнос", почти невербальный, в отсутствии фабулы и с преобладанием движения как выразительного средства - спектакль все равно "драматический", уже хотя бы потому, что задействованы в нем не будущие артисты балета, а актеры драмы, пускай и хорошо пластически подготовленные, нормального телосложения, физически натренированные. Танец, пантомима, акробатика здесь - форма и метод, задачи же - драматические, а в каких-то случаях и психологические. Но пластика, хореография при том - изощренная и с этой точки зрения, по способности сочинять движения, выстраивать пластические ансамбли и т.д. Олег Глушков легко даст фору многим коллегам по цеху "контемпорари данса". В первые моменты, на "рапидном" эпизоде - замедленные, почти в "покадровом" режиме воспроизводимые движения: строгая рассадка по периметру превращается в хаотичную кучу-малу - стилистически напомнила мне "Last touch first" Иржи Килиана. Но концептуально из собственных прошлых глушковских опусов по сочетанию в композиции элементов танцевальных, пантомимических вплоть до клоунады, с одной стороны, и драматических, восходящих опосредованно даже к конкретным литературным первоисточникам, на ум приходит скорее его недооцененное в свое время "Кафе буто'н" на площадке одного из малых залов ШДИ.

Персонажи, населяющие пространство "Гипноса", существуют вроде бы и вне исторической эпохи, литературного контекста, но уже по костюмам нетрудно заметить - они не из 21го, даже не из 20-го века, а из 19го, и скорее из первой его половины. Что уточняется и проясняется благодаря достаточно отчетливо улавливаемым, в том числе на уровне прямых цитат, реминисценциям к "Ревизору" и "Мертвым душам" Гоголя, с уклоном опять-таки в сюрреалистическую фантасмагорию, но (в отличие, например, от "Мертвых душ" Серебренникова) без потуг на сатиру нравов или в психологию т.н. "национального характера", однако и без погружения в мрачный мистический подтекст (как было в "М.душах" Алексея Золотовицкого, поставленных им с однокурсниками по предыдущему набору мастерской Кудряшова) - сон разума, который представляет здесь Олег Глушков - универсальный и интернациональный в той же степени, в какой и вневременной; это путешествие в параллельное пространство - не туристический карнавал, но и не нисхождение в ад, а мало к чему обязывающая прогулка по краю.

Абстрактные танцевально-акробатические дуэты сменяют театрализованные массовые сцены (апофеоз - застолье, ряженые гусарами девушки в красных киверах и с подрисованными усами, при попытке затянуть на немецком "Оду к радости" одного из подвыпивших уже гостей обеда пробивает на слезу...), к которым в какой-то момент присоединится, выскочит из-за своего пульта, и ответственный за электронный саундтрек ди-джей (вообще саундтрек "Гипноса", как и следовало ожидать, принципиально эклектичен, одни экзерсисы могут сопровождаться обработкой чего-то этническо-восточного, в других случаях, опять-таки за накрытым столом, к месту придется подпеть хором ресторанному шлягеру Ефрема Амирамова...) - самоирония, проявляющаяся уже в эпиграфе, не уходит из спектакля до конца (чего стоит явление в оконном проеме на заднем плане двух мужиков "из бани", едва прикрытых вениками), но строго дозирована и не позволяет "Гипносу" скатываться в чистую веселуху, в капустник и пародию (что немало подпортило мне общее впечатление от глушковских "Желтых тюльпанов" когда-то). Также держит драматургию и сквозная "сюжетная линия", связанная с двумя персонажами: эта пара - скульптор и модель - проходит через весь спектакль, изначально один собирается всего лишь вылепить бюст другого, но постепенно, наблюдая, как они "глиной" (или что-там приготовлен за раствор в тазу у них) обмазывают друг друга, перестаешь различать, что кто тут кого и с кого лепит.

Ну такой уж я смурной человек, что не умею безоглядно радоваться: спектакль только начинает набирать ритм, обретать дыхание - как вдруг неожиданно обрывается "стопкадром", эффектным, но все равно разочаровывающим. Я же втянулся, я еще хочу! Вот бы развернуть замысел в некий "бесконечный" (ну условно, а все-таки не на полтора часа, а на "подольше", часа на четыре по меньшей мере) перформанс - и вышло бы как у Яна Фабра какого-нибудь, только намного круче, хореографически интереснее и без присущей тому "идейной" хуйни, а бодро, живо, по-молодежному.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments