Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Датский королевский оркестр в КЗЧ, дир. Александр Ведерников, сол. Дали Гуцериева: Сен-Санс, Брамс

Днями ранее ходили мы с ддФом на афте-пати премии Муз-ТВ в заведение, каких сейчас немало по Москве настроили, особенно почему-то в окрестностях Киевского вокзала и далее в том же направлении. В ожидании, пока откроют банкетный зал, познакомились с Маратиком и Эмильчиком - те сперва понты кидали, потом как-то сократились и, в общем, нормальные оказались пацаны, горские евреи из Дербента, дородные такие, а моложе меня сильно, представлялись владельцами заведения, хотя понятно, что в лучшем случае знакомые хозяев, ну ддФ застремался и отошел, а мне после четырех коктейлей было вставать лень, проще было вступить в диалог, тем более что всякое интересное заодно услышать. Например, про благотворительный вечер, который недавно проводил еще один друг хозяев, очень хороший человек, царствие ему небесное, теперь его жена и дети тоже благотворительностью занимаются. Или про женщин, распускающихся как пионы - при Маратике и Эмильчике как раз два таких пиона сидели, распускались. Но из всего разговора мне больше всего запомнился (я теперь уже цитирую везде) вопрос, который, условно, "на востоке" задают постоянно: "как вам, нравится у нас?", и даже если "у нас" во многих случаях следует понимать небуквально, с ответом возникают проблемы - надо непременно сказать, что очень нравится, а как иначе, нельзя же людей обидеть, но я вот, беда какая, не умею говорить не то, что думаю, язык физически не поворачивается, и выкручивайся как хочешь. Я воспользовался обтекаемой формулировкой "ну есть сомнения...", чего оказалось, увы, недостаточно. "Почему?.." - удивились "хозяева", типа какие сомнения, братан (братан - это сейчас не стилизация, они правда так обращаются) - "ну это же классика!". На слове "классика" я малость напрягся, и чтоб не молчать, опять-таки уклончиво заметил: "Ну смотря что считать классикой..." - на что Маратик в некотором недоумении, как же человек может не понимать столь очевидных вещей, уточнил: "Ну классика - мрамор, оникс, лепнина..."

Собственно, к чему это я - существуют разные системы координат, в которых одно и то же явление квалифицируется и как "классика", и как "пожар в шашлычной". Датский королевский оркестр, бывший главный дирижер Большого театра за пультом, виолончель, и кавалькады в чаще, и колокол в селе - все тридцать три приметы "классики" налицо. Плюс пол-фойе партерного отгородили под телевизионную технику, и камер разнокалиберных в зале понаставили-понавезли, а уж фотографов нагнали... - встань хоть собственной персоной Герберт фон Караян из гроба и то не вызвал бы подобной культерьмы. И понятно, что сто четырнадцать студентов, тридцать пять корреспондентов, два редактора с корректором, кинохроника с прожектором - это все не ради Ведерникова и даже не ради Датского королевского оркестра, но ради Дали Гуцериевой. Накануне в Большом зале консерватории с тем же коллективом под управлением того же дирижера выступал ее кузен Адам Гуцериев, но вечером и я не ходил, потому что вечер на такое тратить совсем уж обидно, очевидцы рассказывают, что отрок старался изо всех сил, но 3-й концерт Кабалевского - уж казалось бы... - дался ему не без труда и не без помарок. Да, Адамчик играет на пианине, и не знаю, как, а Дали на виолончели пилит, и ее я как раз слышал в записи по ТВ - недавно она выступала в Большом театре, получая премию "Браво". Премию, правда, организовал и оплатил Михаил Гуцериев, равно как и эфир на канале "Культура". Эфиры там уходят оптом и незадорого, в сравнении с тем, что православная "Культура" показывает обычно, премия "Браво" и выступление Дали Гуцериевой еще далеко не самый позорный продукт, однако Михаил Сафарбекович человек нежадный и при том небедный, а для любимых внуков и подавно ничего не жаль (про Юрия Никулина был когда-то фильм: "Цирк для моих внуков" - ну вот и у Михаила Сафарбековича примерно то же...), мог бы при желании позволить себе и на Первом канале прайм-тайм, только он вдобавок скромный, во-первых, а во-вторых, ему, полагаю, в данном случае интересна аудитория именно "культурная", и не так важен массовый охват, как статус и целевая направленность трансляции (Адамчика, кстати, тоже снимали: покажут - посмотрю).

Признаться, я ожидал увидеть в зале представителей шоу-бизнеса, которые с таким бескорыстным удовольствием исполняют песни на стихи Михаила Гуцериева - творческая династия же, дедушка поэт, а внуков на музыку отдал... Но никого не обнаружил, и есть подозрение, чтоб если б позвали - они бы... не смогли отказаться, стало быть, осмысленно создавалась видимость именно, с одной стороны, сугубо академического, "классического" концерта, с другой, мероприятия незаказного, и не целенаправленно под Гуцериевых "заточенного", будто бы рутинного, пусть и видного, заметного, значительного культурного события. Публику под него собирали, как водится, по собесам - но для дневного концерта в первое теплое воскресенье лето нагнали нормально и народа и по количеству, и благодарного. Объявляет филармоническая конферансье: Датский королевский оркестр - позади их слышен ропот: "да?! ну надо же - датский! королевский!!" Уточняет ведущая, что дирижирует Ведерников - того хлеще шорох по рядам: "ух ты!!!" - хотя чего "ух ты", ну Ведерников - а видно сразу, что понимающая аудитория, тонкие ценители, с душой, после каждой части симфонии Брамса так хлопали, что Ведерникову никакими жестами не удавалось прервать овации (а за гуцериевские гонорары мог бы и покланяться лишний раз перед знатоками, не переломился бы).

Датский королевский оркестр для такого случая подходит отлично - звучит громко (в смысле названия, но и так тоже громко звучит...), к тому же старейший коллектив в Европе, создан в год открытия Америки в 1492-м - а как иначе, в Дагестане фуфла не держат и в классике знают толк! Есть небольшие нюансы - возник он как духовой, то есть военный, полковой оркестр при королевском дворе, а нынче это оркестр... Копенгагенского музыкального театра, датской королевской оперы. Концертная деятельность коллектива, таким образом, сводится к минимуму - до полудюжины выступлений за год, остальное время музыканты сидят буквально в яме. Это если и ничего не говорит о качестве их работы, то кое-что помогает прояснить в ее характере, специфике.

Александр Ведерников, в свою очередь, тоже потомственный театральный деятель с опытом если не преимущественно, то в значительной степени оперным, а не концертным - хотя, как ни странно, Ведерников наряду с Сладковским для меня один из дирижеров, на которых я в некотором смысле вырос, помню их еще совсем молодыми, когда в столичных городах о них почти не слыхали. Ведерниковский период в Большом театре я тоже не считаю, вопреки распространенному предубеждению, провальным, учитывая еще и сложность тогдашней ситуации (а когда в Большом была благоприятная, удобная для работы дирижера ситуация?) - в общем, несмотря на все неизбежные сомнения по поводу участия в концерте представителей творческого клана Гуцериевых, концерт Датского оркестра с Ведерниковым представлял некоторый интерес, и жалко только, что Давид Герингас с ними играл "Дон Кихота" Рихарда Штрауса накануне, когда я посчитал излишним тратить на этакое событие целый вечер. Дневной концерт в зале Чайковского оркестр и Ведерников начали опять, как и вечерний в консерватории, с увертюры к "Маскараду" Нильсена. В Дании музыка Нильсена и, в частности, опера "Маскарад" куда более популярна, чем в остальном мире - что объяснимо, но последние годы фамилия Нильсена и на московских афишах встречается, и видные оркестры ее играют, потому худо-бедно, а на слуху она. И Увертюрку к "Маскараду" необязательно было врубать вот так прямо на всю катушку - то ли подзвучку датчанам сделали чрезмерную, то ли многовековые традиции полкового оркестра взяли свое, а "Маскарад" оглушил так, что после перерыва я почел за лучшее перебраться подальше в амфитеатр.

Но главным блюдом в первом отделении шла, естественно, солистка-виолончелистка с 1-м концертом Сен-Санса. Материал, вероятно, малость посложнее, чем фортепианные партии у Кабалевского, но тоже - не высший пилотаж, так что с нотами Дали Гуцериева справилась. Музыкальности в ее исполнении не обнаружилось ни на грош - но кто мы такие, чтоб считать гроши представителей династии Гуцериевых, сыграла - и спасибо. Слышал, что Адамчика заваливали цветами - Дали от любви и печали поднесли дай бог с десяток букетов всего, хотя играть на виолончели девушка вышла в платье, какое не всякая невеста себе на свадьбу может позволить (и по деньгам, и по фасону...). От биса Дали уклонилась - правда, никто особо и не упрашивал, чему я тоже удивился. Ну да что уж там - как говорится, кому поп, кому попадья, а кому попова дочка. Мне вот любопытно было услышать звучание оркестра, и во втором отделении датчане выдали 4ю симфонию Брамса, в последних двух частях снова в несколько "полковом" духе, а в первых так даже и ничего себе, без открытий, с потугами на вагнеровский масштаб, которого не достигли даже в бисовом антракте к 3-му действию "Лоэнгрина" собственно Вагнера (громко, быстро, живенько - не более того), а все же не вызывая отторжения, в отличие от выступавшей ровно месяц назад с той же симфонией в том же зале Дрезденской капеллы под управлением Кристиана Тиллемана:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3802879.html

Ну то есть, отвлекаясь от привходящих обстоятельств, концерт как концерт - вечером еще можно было и на Тегеранский (!) симфонический оркестр пойти в консерваторию, чтоб, значит, почувствовать разницу - я уже не пошел, оттого Датским в своем роде удовлетворен. Просто, по совести сказать, хочется от подобных мероприятий немного иного: чтоб Коля Басков пел, чтоб танец с саблями, чтоб аксакалы в папахах - еще больше "классики", то есть.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments