Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

музей-квартира Аполлинария Васнецова, выставка "Художество"

Годами околачивался поблизости, а в квартире А.Васнецова до сих пор не бывал, хотя впервые попробовал туда попасть аж 22 года назад, но тогда музей закрывали на очередной ремонт, потом уже как-то не доходил, ведь нужен повод, стимул. И с этой точки зрения Третьяковская галерея проводил верную политику, создавая информационные поводы, иногда напрямую и не связанные с предметом музейной экспозиции. Так некоторое время назад я наконец-то оказался в Доме-музее Виктора Васнецова ради выставки его пейзажей из запасников:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3589469.html

А в квартиру-музей Аполлинария Васнецова пришел на вернисаж проекта "Художество", при том что, положа руку на сердце, наблюдать за 20-летними художниками и их приятелями-сверстниками (проект осуществляется совместно с истфаком МГУ) гораздо интереснее, чем вникать в их самодеятельный контемпорари арт: виртуальные технологии "дополненной реальности"; биография вымышленного героя, рассказанная через набор флакончиков с запахами, якобы по мотивам Э.По; кучка битой керамики с видеодокументацией "перформанса", в процессе которого посуду крошили... - все это в лучшем случае трогательно, но даже заложенная в название проекта двусмысленность и самоирония помогают слабо.

Зато по крайней мере увидел и мемориальную часть музея-квартиры, и выставочные площади с собранием картин хозяина. Аполлинарию Васнецову, впрочем, пятикомнатная квартира, где он прожил тридцать лет, с 1903 по 1933, никогда на правах собственности не принадлежала, он оставался съемщиком. Хотя до сравнительно недавнего времени часть жилплощади занимали его наследники, они же и заведовали созданным в 1960-е музеем, до передачи Третьяковке относившимся к Музею Москвы. Теперь их жилые комнаты тоже "мемориальные", но закрытые для посещения, да и кабинет с мастерской можно осмотреть лишь через веревочку, но там тоже и картины (серия морских этюдов, помимо прочего), и документы, и мебель - в некоторых предметах с первого взгляда опознается дизайн Елены Поленовой или абрамцевская мастерская.

В комнатах квартиры напротив через площадку, где временно разместилось и "Художество" - большая часть живописной коллекции музея-квартиры, к этим вещам доступ не ограничен. В основном либо полуфантазийные картины т.н. "древней руси", виды старого Кремля и т.п., либо написанные с натуры пейзажи Рябова, Абрамцева и разных мест Москвы. Если опознать Лефортовский парк труда не составляет, то фасад бывшего здания Архитектурного общества или Найденовский парк вызывают вопросы, пускай и кажутся смутно знакомыми... Выяснил, что Найденовский парк, на полотнах А.Васнецова первых десятилетий 20го века - это взгорок над Яузой в районе, где ее пересекает Садовое кольцо; причем я специально прошелся мимо вечером того же дня до Высокоязуского моста - белоколонный фасад усадьбы (сейчас там или санаторий, или еще какое-то закрытое спецучреждение) смотрит прямо на Земляной вал, а вот Ротонду можно увидеть только через забор, входа на территорию нет; тогда как у Васнецова еще в 1920е годы приусадебная местность выглядит даже не парком, а запущенным перелеском, пустырем или редкой рощей.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments