Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Огни большой деревни" реж. Илья Учитель, 2016

Старый кинотеатр, который надо спасать от закрытия и сноса - пара скудоумных приятелей, затеявших съемки самодеятельного фильма по голливудскому образцу: два разных сюжета, оба отработаны в мировом кино, второй, помимо прочего, даже в "Самом лучшем фильме-2", но создателей "Огней большой деревни" это не смущало, если они из вторсырья попытались что-то сляпать, годное к употреблению.

Кинотеатр носит символическое, но также и отчасти ироническое название - "Родина". Федя - призывник и потомственный киномеханик, еще дед его с берданкой в 90-е один в поле воин отбивал "Родину" от рэкетиров в кожанках, теперь Федя и за кассира, и за билетера, и за киномеханика, и за директора (все поувольнялись, сам себе зарплату должен) трудится, да уже практически и живет в "Родине", скрываясь от военкома с повесткой, посреди овощей, складируемых на бесхозных просторах "Родины" ушлыми кавказскими торговцами. Степа - дембель, который по возвращении из армии лихо берет на себя функции продюсера, когда Федя затевает снимать кино по собственной сценарной идее.

Кинопроизводство на базе "Родины" открыто не от хорошей жизни: новый мэр в связке с криминальным бизнесом планирует вместо муниципального кинотеатра обустроить собственный магазин, а Федя и Степа надеются прокатом собственного произведения поправить бюджет и возродить очаг культуры. Попутно Федя влюбляется в девушку Женю, которая и становится главной героиней будущей картины - правда, в процессе съемок исходный сюжет претерпевает значительные изменения и романтическая история любви юного вампира превращается в дикий вестерн, ну то есть в любительскую микробюджетную пародию на таковой. Приглашенной же звездой на проекте оказывается Дмитрий Дюжев - невольно для себя: пьяного после дебоша на съемках рекламы его, как был, в камзоле 18го века, ссаживают поезда на полустанке в момент, когда Федя и Степа собираются зазвать в свой фильм Данилу Козловского, но Дюжев не хуже Козловского и падает им буквально в руки, к тому же неспособный сопротивляться, особенно если его связать и рот заклеить.

Фабула заведомо фарсовая, и как ни странно, при ее реализации режиссеру до какого-то момента удается держаться в рамках здравого смысла, не замахиваясь слишком уж на многое. Актеры, впрочем, и по такому случаю могли бы работать профессиональнее, начиная с того же Дюжева, который карикатуру на себя любимого делает грубую, малоинтересную и несмешную, заканчивая Анастасией Мытражик, неплохой театральной актрисой, здесь, в роли девушки Жени, возлюбленной Феди и главной актрисы его самопального кина про Бартоломео, вызывающей недоумение и жалость. Ну ребята в главных ролях, Кирилл Фролов и Максим Емельянов, уже немало в каком говне наснимались, с ними все тоже понятно. Не сразу опознается без бороды изображающий лицемэра Юрий Быков - однако это не комплимент ему как артисту, при том что его основной партнер, играющий сообщника - Тагир Рахимов из "Мастерской Фоменко". Неожиданная и единственная на всю картину персональная удача - старик Ильич, работавший некогда будто бы в театре на Таганке (пускай и осветителем), пробавляющийся видеосъемками свадеб и с энтузиазмом воспринимающий переспективы операторской карьеры: Василий Кортуков больше тридцати лет как из Школы-студии МХАТ, и видно, что талант, профессионал опытный, а фильмография отчего-то - без слез не взглянешь.

Проблема "Огней..." и в том, что найденные ходы, шутки, примочки повторяются, прокручиваются вхолостую, и в том, что будучи поводом для острой, ну для хоть какой-нибудь сатиры, "Огни..." излучают столь тошнотворное сентиментальное благодушие, что никакая ирония (а ее авторы, несомненно, закладывали) не спасает под конец от стойкого омерзения. Понятно, что "голливудский" хэппи-энд обусловлен жанром и предусмотрен заранее, но мэрское вынужденное покаяние с объявлением об отставке все равно убивает фальшью. А хуже всего, по-моему, что благодушие "Огней..." - даром что стебное, как бы молодежное, с фигой в кармане - по природе, по сути своей глубоко совковое, коренное, непридуманное.

Да, военком тупой - но пускай все-таки Федя пойдет, в армию послужит, а невеста Женя его дождется. Да, мэр Славик продажный - но не сажать же его в тюрьму за это, он же может народ объединить призывом "всем миром скинуться" - на "Родину"-то. Да, Дюжев - пьяница и дебошир (что, кстати, не соответствует действительности, по жизни Дюжев не такой, крайней мере он не был таким, это ближе к Алексею Панину тип поведения, а Дюжев просто актер посредственный, и после андреасянова "Беременного" для него съемки в деревенской самодеятельной лабуде должны считаться карьерным ростом, не то что в проекте Учителя, хотя бы младшего), зато свой в доску, и не успев освободиться от цепей, он уже душой за "Родину" болеет, ребят поддерживает добровольно. Пусть все светлеет с каждым днем, пусть все вокруг горит огнем.

И да, "Родина" ведь сгорела, ее мэр с подельником успели поджечь прежде, чем первый раскаялся; а второго потом кавказцы за подгорелые фрукты самого припекли - но возродилась фениксом из пепла, была захудалая "Родина", а стал целый "Космос". В честь Дюжева назвали. Я бы в кино на подобное, конечно, не пошел, и бесплатно не пошел бы, не то что за деньги - а по телевизору оно вроде ничего местами, если сосредоточиться на забавной фигне и о судьбах погорелой "Родины" с ее самопальным кином всерьез не думать.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments