Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Щелкунчик труппа" и "Золушка", балет Монте-Карло, хор. Жан-Кристоф Майо (записи 2012 и 2007 гг.)

Из спектакля "Щелкунчик труппа" я видел живьем один фрагмент в рамках Кремлин-гала несколько лет назад, его танцевали Овчаренко со Смирновой:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3446928.html

Они же как "приглашенные звезды" участвуют и в спектакле, поставленном к юбилею труппы и записанном позднее, несколько лет назад, для кинотрансляций, но снятом с "живого" представления в зале. Тут легче, чем в концерте, уяснить, каково место их номера (Ромео и Красавица!) в общей структуре, хотя сама по себе структура - едва ли не более рыхлая и приближенная к дивертисменту, чем у Чайковского в оригинале. Юная героиня Клара путешествует с бродячим цирком, засыпая рядом с шатром-шапито в мечтах о балете... Цирк в современной европейской традиции визуально ассоциируется с образностью фильмов Феллини, художественное решение, оформление спектакля Майо - соответствующее. Распределение ролей по типажам тоже предсказуемое - Фея-Дроссельмейер оказывается чем-то вроде примадонны труппы и т.д. Очень яркий Щелкунчик-Стефан Бургон - бодренький такой живчик, прыгает, крутится. Но в целом хореография Майо, конечно - примерно на том же уровне, что у Боурна, только у Боурна вообще не балет, зато жесткая фабула в наличии, а тут все-таки номинально танец главное, при скудости драматургической. По сути же дело сводится к костюмированному шоу, где танец - один из элементов выразительности. Снова "двое из ларца" - два брата-акробата Оливейра, знакомые по недавним гастролям балета Монте-Карло в Москве с "Красавицей", только "Красавица", положа руку на сердце, откровенное убожество:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3674684.html

"Щелкунчик труппа", по крайней мере в записи, все-таки неплохо смотрится, хотя тут тоже и полиэтиленовый пузырь, и цветочный венчик на электросамокате, и прочие атрибуты дешевого цирка в "балете", но их нетрудно сюжетной привязкой к цирку оправдать (в "Красавице" сложнее). Самый "балетный" в полном смысле номер - как раз у Овчаренко со Смирновой, он начинается под музыку арабского танца в сопровождении массовки и переходит в чистый дуэт под адажио; правда, вопреки традициям "великого русского балета" артисты еще и непрестанно "лижутся" - ну на то и европы бездуховные.

А "Золушка" другая и вообще не пойми что. Тоже ставка на шоу, но декорации абстрактные, костюмы (того же Жерома Каплана) "футуристические", с острыми конусами, немыслимыми какими-то "шарнирами"; и хореография подстать - резкие, механистичные, роботообразные движения, особенно у "отрицательных" персонажей, но сами по себе вторичные. Много внимания уделено предыстории - отношениям отца Золушки с ее матерью, которая на протяжении спектакля является не раз: что-то похожее есть и в постановке Кристофера Уилдона, но Уилдон как раз сознательно делает "цирк дю солей", а у Майо здесь даже музыка Прокофьева звучит, будто написана лет на десять раньше, не в СССР, а на пике его авангардистских экспериментов - пронзительно, угловато (кстати, любопытно, неожиданно - если слушать в отрыве от зрелища). При этом использован большой кусок партитуры из "Киже", самый известный - или он у Прокофьева уже присутствует в "Золушке", а я подзабыл? Впрочем, "Золушка", не в пример заснятому представлению из зала "Щелкунчика" - смонтированный "фильм-балет", при этом не специально в павильоне на камеры поставленный (как делали в позднем Эсэсере и порой небезуспешно), а на основе спектакля - ни то ни се... Тут тоже "двое из ларца", но не близнецы, хотя в комбинезонах, очень похожих на те, что в "Щелкунчике"; и тоже Фея не просто Фея, а призрак матери Золушки - ее танцует Бернис Коппьетерс, которую в Москве доводилось видеть на сцене за последние годы, и в "Контексте" Дианы Вишневой, и опять-таки в "Кремлин-гала":

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2387522.html

Есть эффектные, пусть и сомнительные режиссерские находки - "туфельки" Золушки сделаны из золотистой пыльцы, когда "двое из ларца" окунают ее ногами в чан с чечевицей, оставленной мачехой (тогда как ноги сестер при проверке в третьем акте вымазаны какой-то гадостью); или "фетишистский" танец отца с платьем первой жены, матери Золушки, которым он же пытается удавить вторую, мачеху - не доводя дело до конца (а было бы драматично...) Очень милая Аурелия Шефер танцует заглавную партию - ей бы подошла по типажу пластика более лиричная, у Майо героиня нервная, понятно, что трудное детство, унижения, сложная влюбленность и т.д. - "романтизьму нет". А так-то труппа балета Монте-Карло, в чем можно было убедиться на их гастролях воочию - не шибко подготовленная к решению сложных хореографических задач, не исключено, что еще и в этом дело - артисты же Большого у Майо в "Укрощении строптивой" танцуют, тоже есть к чему придраться по части вкуса и оригинальности некоторых находок, но уровень собственно танца, исполнения - не сравнить.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment